Введение
Составляющими инклюзивного образовательного пространства в рамках реализации данного проекта будем считать следующие направления деятельности: повышение профессионализма педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс с обучающимися с особенностями психофизического развития, детьми-инвалидами, просвещение их родителей, законных представителей, совершенствование процессов преемственности между учреждениями дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодёжи по обеспечению единства подходов, форм, методов, приёмов, способов педагогической деятельности и др., направленных на развитие личности ребёнка с ОПФР для успешности его социализации.
Выявление профессиональных запросов педагогов области, работающих в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодёжи позволяет сделать вывод о том, что 84% нуждаются в специальных знаниях, 72%, испытывают затруднения во взаимодействии с родителями детей с особенностями, 70% -затрудняются в совмещении в рамках одного учебного занятия программ, необходимых для реализации в условиях интеграции, 69% указали на необходимость взаимодействия учреждений образования разных типов, реализующих программы специального образования и коррекционно-педагогическую помощь для выработки единых подходов, обмена эффективным опытом педагогической деятельности.
Исходя из анкетирования законных представителей можно утверждать о необходимости просвещения законных представителей по данному направлению.
Исходя из выше перечисленного можно выявить противоречия, на решение которых направлен инновационный проект «Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для развития инклюзивного образовательного пространства»:
- между необходимостью организации качественного образовательного процесса обучающихся с ОПФР (количество которых увеличивается ежегодно) и значительными профессиональными затруднениями педагогов дошкольного, общего среднего образования, специального и дополнительного образования детей и молодёжи, реализующими данный процесс в условиях интеграции;
- между важностью формирования инклюзивного пространства внутри учреждения образования и внешнего инклюзивного пространства и существующими недопониманием между педагогами и родителями, законными представителями обучающихся с ОПФР, между родителями, законными представителями нормотипичных обучающихся и обучающихся с ОПФР, между педагогическими коллективами учреждений образования разных типов, реализующих программы специального образования или участвующих в интеграции;
- между потребностью педагогических работников в обучающих мероприятиях, тематика которых направлена на развитие специфических знаний об особенностях психофизического развития обучающихся с ОПФР и усвоения ими учебного материала, педагогической деятельности в условиях реализации учебной и воспитательной деятельности и др., и недостаточностью соответствующих программ мероприятий, содержание которых раскрывает специфику работы с разными категориями обучающихся с ОПФР.
Цель, задачи данного этапа внедрения образовательной модели в педагогическую практику учреждения образования: формирование инклюзивного образовательного пространства посредством реализации кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов. Достижение цели предполагает решение следующих задач:
внедрить кластерную модель взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства;
совершенствовать знания и умения педагогов, работающих в условиях интеграции, направленные на повышение качества образовательного процесса обучающихся с ОПФР, обеспечение его непрерывности;
развивать процессы преемственности взаимодействия между учреждениями образования разных типов по обеспечению единства подходов, форм, методов, приёмов, способов деятельности и т.д., направленных на развитие личности ребёнка, успешности его социализации, просвещение родителей, законных представителей, совершенствование профессионализма педагогов;
разработать локальные правовые документы, методические материалы, способствующие повышению эффективности педагогической деятельности в условиях интеграции, совершенствованию взаимодействия учреждений образования разных типов, развитию компетенций родителей, законных представителей обучающихся с ОПФР;
Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования
В учреждении сформирована управленческая команда в лице директора – Аникеевой Людмилы Анатольевны, заместителя заведующего по основной деятельности – Авдеенко Виктории Анатольевны.
Издан приказ об организации инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году, где включены педагоги в инновационную деятельность в ходе реализации инновации.
Критериальная база оценки деятельности педагогов, осуществляющих инновационную деятельность:
№
п\п
|
Критерии эффективности
|
Показатели, результаты
|
1
|
Повышение уровня представлений, умений и
|
Методом наблюдения,
|
|
навыков обучающихся с ОПФР (раскрытие способностей, интересов, возможностей обучающихся с ОПФР)
|
Психолого-педагогической диагностики изучалась активность обучающихся;
желание работать педагогов; личные достижения.
|
2
|
Взаимодействие обучающихся в образовательном процессе
|
Методом наблюдения рассматривали свободное обращение за помощью к нормотипичным обычным сверстникам и предлагали помощь со стороны нормально развивающихся обучающихся
|
3
|
Благополучие микроклимата детского коллектива
|
Проведен уровень сформированности коллектива через социометрический статус
|
4
|
Создание адаптивной образовательной среды
|
Методом наблюдения рассматривали наличие всех групп средовых ресурсов
|
5
|
Состояние профессиональной компетентности педагогов
|
С помощью анализа планов образовательного процесса, анализа и самоанализа проведённых занятий, досугов, развлечений, родительских собраний выявили:
- знание особенностей развития детей с ОПФР;
- владение специфическими методами, приёмами, способами деятельности в работе с ними;
- умение планировать образовательный процесс с учётом нескольких программ;
- совершенствование форм и методов в работе с родителями
|
6
|
Овладение педагогами методами командной работы
|
Через анализ ведения документации, совместное планирование, взаимопосещения
|
|
|
мероприятий, совместные мероприятия - преемственность в работе педагогов в учреждении образования организовано
взаимодействие с педагогами учреждения образования
|
7
|
Удовлетворённость педагогов работой
|
Через анкетирование, опрос выявлена положительная динамика и повышение творческой активности и инициативности педагогов
|
8
|
Удовлетворённость родителей уровнем оказанных образовательных услуг
|
Через анкетирование, опрос выявили понимание проблемы и необходимости толерантного отношения к обучающимся с ОПФР;
- вовлечение родителей в образовательный процесс;
- объединение родителей в сообщество
|
Эффективность условий реализации инновационного проекта
Кадровое обеспечение:
№ п/п
|
Ф.И.О.
|
Должность
|
Образование
|
Категория
|
Стаж
|
Курсы ПК
|
|
Аникеева Людмила Анатольевна
|
директор
|
высшее
|
первая
|
23 года
|
2022
|
|
Авдеенко Виктория
Анатольевна
|
заместитель директора по основной деятельности
|
высшее
|
первая
|
17
лет
|
2022
|
|
Шуринова Анастасия Анатольевна
|
учитель-дефектолог
|
высшее
|
первая
|
10
лет
|
2024
|
|
Кривельская Лариса Петровна
|
учитель
|
высшее
|
высшая
|
31 год
|
2019
|
|
Ковалева Анна Сергеевна
|
воспитатель
|
высшее
|
высшая
|
26
лет
|
2020
|
|
Грахольская
Юлия Олеговна
|
воспитатель
|
высшее
|
первая
|
18 лет
|
2021
|
7.
|
Межнина Людмила Петровна
|
педагог социальный
|
высшее
|
первая
|
35
лет
|
2023
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса составляет: групповые помещения, учебные классы, физкультурный зал, музыкальный зал, методический кабинет, кабинеты для проведения коррекционных занятий, мультимедиа проектор, ноутбук, музыкальный центр.
Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности осуществляется в процессе тесного сотрудничества инновационной группы с консультантами проекта, Змушко Антониной Михайловной, заведующим кафедрой специальной и инклюзивной педагогики ГУО «Академия образования», кандидатом педагогических наук, доцентом, Лобановой Натальей Николаевной, методистом учебно-методического отдела охраны детства и социальной работы ГУО «Гомельский областной институт развития образования».
Тематика и периодичность научного консультирования и методологической подготовки осуществлялось посредством организации повышения квалификации, семинаров и т.д. Особое внимание в рамках реализации инновационного проекта уделялось повышению уровня компетентности педагогов и управленческих кадров. Для этого педагоги активно включались в систему повышения квалификации, включающую как регулярно проводимые мероприятия для слушателей, так и консультации, семинары, семинары – практикумы, конференции.
Администрацией созданы условия для совершенствования профессиональных компетенций педагогов (организационно-методическое обеспечение).
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов осуществлялось на протяжении 2023/2024 учебного года.
Педагог-психолог осуществляла свою работу по следующим направлениям: диагностическое (подбор и проведение диагностик в соответствии с разработанными критериями и показателями эффективности инновационной деятельности), анкетирование по изучению мотивационно-творческой направленности личности, креативности педагогов-участников инновационной деятельности, их профессиональных способностей. Так, в течении данного периода педагогом-психологом Шуриновой А.А. проведены следующие мероприятия:
-выявление профессиональных запросов педагогов и т.д. (сентябрь 2023г);
-анкетирование родителей (законных представителей) (сентябрь2023г.);
-индивидуальные и групповые консультации педагогов;
- тренинг для педагогов.
Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта
В ходе реализации инновационного проекта для достижения положительных результатов каждым участником разработан календарный план работы каждого педагога по реализации программы инновационной деятельности, проведена работа в течении 2023/2024 учебного года и сделаны выводы.
За период реализации инновационного проекта в 2023/2024 учебном году были реализованы следующие мероприятия:
- рассмотрение на заседании педагогического совета «Основные направления работы ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Шклова» в 2023/2024 учебном году» вопроса о представлении инновационного проекта «Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства» (30 августа 2023г.);
- инструктивно-методическое совещание «Ведение документации в процессе осуществления инновационной деятельности» (8 сентября 2023г.);
- разработка плана работы творческой группы педагогов - участников инновационной деятельности на 2023/2024учебный год (сентябрь 2023.);
- разработка индивидуальных планов педагогов-участников инновационной деятельности на 2023/2024 ученый год (сентябрь 2023);
- на официальном сайте центра, раздел «Инновационная деятельность» пополняется информацией о ходе реализации проекта;
- анкетирование педагогов-участников инновационной деятельности по выявлению профессиональных запросов педагогов (сентябрь 2023г.);
- анкетирование родителей, обучающихся (законных представителей) «Отношение родителей к инновационной деятельности» (сентябрь 2023г.);
- родительское собрание с законными представителями обучающихся с целью информирования о целях и задачах реализации инновационного проекта в 2023/2024 учебном году, а также ознакомления с результатами анкетирования (октябрь 2023г.);
- семинар-практикум для педагогического состава инновационного опыта: «Научно-педагогический кластер как основа формирования инклюзивной образовательной среды» (27 октября 2023г.);
- районный инклюзивный фестиваль детского творчества «Вместе мы сможем больше!» (1 декабря 2023г.);
- родительское собрание с законными представителями обучающихся «Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей с нарушениями аутистического спектра. Особенности развития детей с РАС. (21 декабря 2023г.);
- семинар-практиум для педагогического состава инновационного опыта: «Кластерная модель методического сопровождения образовательного процесса на основе сетевого взаимодействия в условиях инклюзивного образования» (20 декабря 2023г.);
- методическая неделя «Формирование основ безопасности жизнедеятельности в учреждении специального образования: от теории к практике» совместно с родителями и учащимися-волонтерами (16.10.2023-20.12.2023г.);
- консультации для участников инновационного проекта (9 ноября 2023г.);
- деловая игра для родителей «Инклюзивное образование. Вопросы и ответы» (17 января 2024г.);
-методический мост «Квест–технологии в инклюзивном образовании» (20 февраля 2024г.);
- семинар «Формирование толерантного отношения у обучающихся учреждений дошкольного и общего среднего образования к детям с особенностями психофизического развития через досуговую деятельность» (20 марта 2024 г.);
- инклюзивное мероприятие «Зажги синим» (02 апреля 2024г.,);
-спортивная эстафета (03 апреля 2024г.);
Также педагогический коллектив учреждения представил опыт работы по инновационному проекту в выставке педагогических идей и достижений, в творческом отчете в рамках районного фестиваля "На крыльях творчества" и в Дне инноваций учреждений образования, реализующих республиканский инновационный проект «Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства» в рамках VIII Методического фестиваля «Инновации в образовании Могилевской области».
Результаты инновационной деятельности
- анализ выполнения программы и плана реализации инновационного проекта за 2023/2024 учебный год свидетельствует об эффективности проделанной работы;
- соотнесение результатов инновационной деятельности на данном этапе с заявленными в проекте критериями эффективности и результатами показывает, что в учреждении образования:
организовано взаимодействие обучающихся в образовательном процессе;
создана адаптивная образовательная среда;
вырос уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросу кластерного взаимодействия учреждений образования;
отмечается положительная динамика в удовлетворённости педагогов работой;
положительная динамика в удовлетворённости родителей уровнем оказанных образовательных услуг.
Демонстрация и трансляция инновационного опыта осуществлялась на сайте ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Шклова». Создана страница на сайте учреждения, распределены функциональные обязанности по наполнению сайта содержанием.
Заключение
В учреждении образования созданы организационно-управленческие и методические условия для формирования, обобщения и трансляции педагогического опыта участников инновационной деятельности. Об успешности реализации инновационной деятельности свидетельствует сформированность первичного инновационного опыта, который был представлен педагогами на заседаниях семинаров, творческой группы, педагогическом совете.
Опыт реализации инновационного проекта «Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства» в учреждении образования в 2023/2024 учебном году создал условия для роста педагогического опыта и креативности педагогов в формировании толерантного отношения к обучающимся с ОПФР в регламентированной и нерегламентированной деятельности.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что программа реализации инновационного проекта на 2023/2024 года выполнена полностью, проведенные мероприятия соответствовали поставленным целям и задачам. Цель достигнута благодаря слаженной работе управленческой команды, мотивации педагогов-участников инновационной деятельности, качеству подготовки методических мероприятий.
Диагностические исследования подтвердили эффективность инновационной деятельности, положительная динамика достигнута по всем показателям.
Анализ инновационной деятельности показал необходимость внесения в календарный план на 2024/2025 учебный год мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников проекта при проведении инновационной деятельности.
Проведение методических мероприятий позволило осуществить следующие разработки: коррекция работы в направлении инновационной деятельности, определение материально - технических ресурсов.
Реализация проекта позволила:
- развивать процессы преемственности, взаимодействия между учреждениями образования разных типов по обеспечению единства подходов, форм, методов, приемов, способов деятельности, направленных на развитие личности ребенка, успешности его социализации, просвещение родителей, законных представителей, совершенствование профессионализма педагогов;
- создать инновационную команду по организационной и методической поддержке проекта;
Приложение 1
Анкета для педагогических работников
Ф.И.О._________________________ Должность________________________
Уважаемые коллеги! Внимательно прочитайте и оцените, результат напишите в графе «ответы»: 0 – нет, 1 — скорее нет; 2 — скорее да; 3 — да
Утверждение
|
Ответы
|
I. Мотивационные компетенции
|
Я разделяю и принимаю основные идеи инклюзивного образования
|
|
Мне интересно инклюзивное образование, я хочу узнать больше об инклюзии в образовании
|
|
Мне понятна и близка социальная модель понимания инвалидности
|
|
Я готов(а) работать с обучающимися с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования
|
|
Я готов(а) работать в команде специалистов и родителей
|
|
II. Когнитивные компетенции
|
Я знаю, в чём сущность инклюзивного образования, его основные идеи и принципы
|
|
Я знаю возрастные и психологические особенности детей, с которыми я работаю
|
|
Я знаю, как организовать образовательный процесс в классе / группе, где обучается ребёнок с ОПФР
|
|
Я знаю, как вовлечь ребёнка с ОПФР в позитивное взаимодействие с другими детьми в учебной и внеучебной деятельности
|
|
III. Операционные компетенции
|
Я умею адаптировать задания таким образом, чтобы они были доступны каждому обучающемуся
|
|
У меня получается видеть и подчёркивать возможности ребёнка с особенностями в разных видах деятельности, создавать «ситуации успеха» для него
|
|
Я умею сотрудничать с родителями детей с особенностями, выстраивая партнёрские отношения с ними
|
|
IV. Рефлексивные компетенции
|
Я умею выявлять эффективные и неэффективные способы организации взаимодействия участников инклюзивного образования
|
|
Я умею адекватно оценивать собственную профессиональную деятельность, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование в области инклюзивного образования
|
|
Приложение 2
Родительское собрание
РОЛЬ СЕМЬИ КАК ОСНОВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА ИЗ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
Целевая аудитория: родители старшей группы детского сада № 7 г.Шклова, дошкольной группы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и первого класса средней школы № 1 Собрание было организовано на базе школы.
Цель собрания: погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования, повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
– познакомить родителей с понятием «инклюзивное воспитание и образование», «толерантность»;
– наметить основные условия реализации инклюзивного воспитания и образования в рамках школы и дошкольного учреждения;
– побудить родителей к деятельности по формированию норм нравственного отношения к миру, к людям и к себе.
План собрания:
1. Вступительное слово заведующего Шульдовой Л.И., заместителя директора по основной деятельности Авдеенко В.А., директора Дрозд О.Д.
Упражнение «Нарисуй человечка» (Все мы одинаковые, но в свою очередь и разные).
2. Просмотр мультипликационного фильма «О нетерпимом ёжике» (понятие «толерантность»).
3. Анкетирование родителей
4. Практические упражнения. Три группы родителей: 1 – прочитать слово с помощью шрифта Брайля, 2 – объясниться без слов, 3 – собрать игрушки на одной ноге. (Выводы родителей).
5. Просмотр небольшого фрагмента фильма «Лунный ребёнок», снятого на основе реальных событий о жизни итальянского физика-ядерщика Фульвио Фризоне.
6. Тест по определению типа воспитания в семье (тип родителя).
Результат: у родителей сформировалось общее понятие об инклюзивном образовании и о понятии ОПФР. По окончании собрания многие родители смогли разобраться в понятия, связанными с различными нарушениями у детей. Также развеяли «миф» о том, что дети с ОПФР – это дети всегда с проблемами в поведении. Однако все же остались родители, не желающие видеть в классе со своими детьми детей с интеллектуальной недостаточностью.
Приложение 3
ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
В Республике Беларусь ежегодно увеличивается количество детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), которые нуждаются в создании специальных условий для получения образования. На данный момент в нашей стране система специального образования развита в рамках интегрированного обучения и воспитания. Воспитание личности в современном поликультурном пространстве требует развития новых образовательных условий в организации процесса обучения и воспитания различных категорий детей, в том числе и учащихся с ОПФР. В новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании принципы государственной политики в сфере образования дополнены принципом инклюзии в образовании. Концепцией развития системы образования Республики Беларусь предусмотрено обеспечение доступности и вариативности образования для лиц с ОПФР с учетом их образовательных потребностей; создание безопасной, адаптивной образовательной среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Принцип инклюзии в образовании обеспечивает равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных возможностей каждого обучающегося.
Задачи инклюзивного образования были определены Н. Н. Малофеевым:
‒ создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
‒ развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
‒ освоение детьми общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;
‒ коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития;
‒ охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей;
‒ оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение их в процесс обучения;
‒ успешная социализация воспитанников, обучающихся. Наряду с необходимостью создания специальных условий для реализации принципа инклюзии в образовании одной из важных проблем является проблема качества образования.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что именно от педагога, его профессионализма, компетенций и готовности к работе с особенными детьми, в том числе деонтологической готовности,зависит качество полученного ими образования. В условиях современного образования инклюзия прежде всего предполагает понимание учителем своей роли в образовательном процессе. В связи с этим важнейшим требованием к инклюзивной деятельности педагога выступает деонтологическая культура.
Деонтологическая культура педагога, работающего с детьми с ОПФР, – это сложное социально-психологическое образование личности, интегрирующее как личностные, так и профессиональные мировоззренческие основы (взгляды, знания, установки, убеждения, идеалы, традиции, принципы), которое представляет собой совокупность духовно-нравственных, личностных и профессиональных моделей его поведения, связанных с его профессиональной деятельностью.
Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об образовании, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций белорусской школы. Одна из задач современных педагогов состоит в том, чтобы деонтологические нормы и правила перестали быть требованиями, а превратились в собственные убеждения. При осуществлении взаимодействия с учащимися с ОПФР в первую очередь реализуются принципы гуманности, справедливости, толерантности. Обучение и воспитание учащихся с ОПФР не ограничивается получением определенного объема знаний, умений и навыков. Процесс обучения такой категории детей предполагает развитие у них компенсаторных возможностей, что в свою очередь требует от педагога создания специальных условий. Прежде всего, к таким условиям относятся: организация безбарьерной, развивающей предметной среды; создание атмосферы эмоционального комфорта; формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого учащегося; формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации; применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов и форм организации учебной работы; адаптация содержания учебного материала.
Следовательно, созданиеусловий для эффективной самореализации и социализации учащихся с ОПФР требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагогической деятельности и деонтологической культуры. Основополагающими принципами взаимодействия учителейдефектологов и педагогов нашей школы с учащимися с ОПФР в процессе обучения и воспитания выступают эмпатия, моральная активность, готовность к взаимопониманию и взаимопомощи, направленность на ребенка, интеллектуальная и поведенческая гибкость, профессиональная компетентность, взаимное уважение.
При взаимодействии учителей-дефектологов и педагогов с учащимися с особенностями в процессе обучения и воспитания каждый педагог старается быть уважительным, терпеливым, понимающим, заботливым, любящим, милосердным, принимающим ребенка таким, каков он есть, поддерживающим ребенка в трудную минуту, сопереживающим, разделяющим настроение ребенка, относящимся к ребенку как к растущей личности, тактичным, прощающим ошибки и неудачи ребенка, умеющим шутить и улыбаться, старающимся не использовать наказание как метод воспитания, поддерживающим самые скромные успехи ребенка, понимающим детские интересы.
Учителя-дефектологи, работающие в классах интегрированного обучения и воспитания, тесно сотрудничают со всем педагогическим коллективом. Дети с ОПФР активно вовлекаются в общественную жизнь школы. Педагогами организуются совместные развлекательные, воспитательные мероприятия, экскурсии, походы в театр, посещения домов детского творчества.
Такое активное включение учащихся с ОПФР в общественную жизнь школы способствует социализации, личностному росту и развитию данной категории детей. В то же время организация такого вовлечения требует от всего коллектива школы в том числе и соблюдения деонтологической этики. В связи с этим учителями-дефектологами организуется консультативная и просветительная работа для всего коллектива педагогов. Учителя-дефектологи регулярно выступают на педагогических советах, предлагая новые и эффективные методы и формы работы с детьми. Акцентируется внимание педагогов на личностных качествах и возможностях учащихся с ОПФР. Не остаются без внимания наших учителей-дефектологов и родители. Для родителей учащихся с ОПФР проводятся консультации, беседы, оказывается помощь в организации обучения и воспитании детей во внеурочное время. С родителями, впервые столкнувшимися с детьми с ОПФР, ведется просветительская работа, направленная на создание толерантного, терпимого, тактичного отношения. Интеграция и идущая ей на смену инклюзия предполагает создание в общеобразовательных учреждениях специальных условий для получения качественного образования для каждого учащегося. На наш взгляд, одно из главных таких условий – это деонтологическая культура учителя-дефектолога и всего педагогического коллектива в целом, умение взаимодействовать с различными категориями учащихся, реализация принципа гуманизации образования, достойное поведение в соответствии с профессиональным долгом.
Приложение 4
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование». Суть инклюзивного образования заключается в том, что не дети созданы для школы, а школа создана для детей, т. е. школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа.
Понятно, что ребенок с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) испытывает трудности по причине ограничения его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченности доступа к культурным ценностям и наличия физических и психологических барьеров. А потому важнейшей стратегической задачей образования является формирование толерантного отношения к лицам с ОПФР.
Наш опыт показывает, что успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к учащимся с особенностями, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию.
При формировании готовности педагогов учреждения образования к работе с детьми с ОПФР уделяется внимание принятию принципов и ценностей инклюзивного образования; командному взаимодействию участников совместного (интегрированного, инклюзивного) образования; повышению компетенций педагогов в вопросах инклюзивного образования. В основе готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования лежит наличие у них профессиональной установки на оказание помощи любому ребенку, готовность к изменениям, к психологическому принятию детей с ОПФР, готовность работать со всеми родителями как полноправными участниками инклюзивного образовательного пространства.
С целью повышения компетенций педагогов в вопросах инклюзивного образования, развития конструктивных умений и навыков в нашем учреждении образования с педагогическими работниками проводятся различные интерактивные мероприятия, например:
– деловая игра «Что такое толерантность»: в такой деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый педагог решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности;
– тренинг «Мы разные, мы вместе». Такую форму методической учебы считаем особенно эффективной, поскольку она затрагивают эмоциональную сферу личности, влияет на установки и стереотипы, способна решить поставленные задачи в короткий срок;
– круглый стол «В мире эмпатии и доброты». Назовем лишь несколько плюсов такой формы интерактивного взаимодействия: все участники вовлечены в обсуждение, каждый участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.
Решая задачу пропаганды и внедрения идей инклюзивного образования, мы активно используем в практике проведения методических мероприятий занятия-практикумы с решением педагогических кейсов. Решение таких кейсов требует от педагога умения сориентироваться в ситуации и поступить в соответствии с нормами инклюзивной культуры. Такие активные формы методической работы позволяют педагогам понять и принять принципы инклюзивного образования, готовит их к оказанию образовательных услуг в условиях совместного обучения и воспитания, формирует толерантность как нравственное качество личности. Формирование готовности учащихся к совместному обучению и взаимодействию в условиях инклюзивного образования происходит в нашем учреждении образования через использование активных форм работы по развитию эмпатии, гармонизации взаимоотношений в детском коллективе, обучению всех учащихся конструктивным формам взаимодействия.
Мы убеждены, что толерантность в процессе получения образования невозможно приобрести теоретически, она может быть только результатом совместного опыта взаимодействия детей с ОПФР и нормативно развивающихся сверстников. И те, и другие приобретают разнообразный социальный опыт взаимодействия. Дети с ОПФР получают возможность полного раскрытия их потенциала. В то время как их одноклассники приобретают опыт совместной с «особыми» детьми деятельности, что при продуманной педагогической и воспитательной работе приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, милосердие.
В процессе воспитания толерантности педагоги используют различные формы, методы и приемы работы. Это работа в группах, подгруппах в виде беседы, лекции; обсуждения притчи; видеолектории с просмотром мультфильмов и художественных фильмов с последующим их обсуждением. Кроме того, в последнее время широкое распространение получило использование технологии интерактивного обучения, а именно использование обучающих тренингов, таких как: «Круг доверия», «Двадцать Я», «Стая», «5 добрых слов», «Мир без конфликта».
Эффективными и увлекательными формами работы с детьми являются познавательные игры: «Звездочки и созвездия», «Полюса», «Паутина предрассудков», которые направлены на развитие у учащихся сплоченности, чувства толерантности.
Формирование толерантных отношений в классном коллективе осуществляется также через систему классных мероприятий, правильное распределение ролей и обязанностей в классе и, конечно же, через такие формы проведения классных часов как «Уроки доброты», которые целенаправленно ведут учащихся к развитию запланированных качеств личности. Кроме того, педагоги уделяют большое внимание совместной трудовой деятельности, участию в различных спортивных мероприятиях (если нет противопоказаний по здоровью), в смотрах художественной самодеятельности, участию в походах, занятиях в кружках, секциях, участию в праздниках, которые дают возможность учащимся с ОПФР показать себя наравне с остальными детьми, почувствовать себя нужными, приобрести уверенность в себе, а ученикам класса овладеть навыками чувствовать других, поддерживать и сопереживать.
Немаловажным в процессе реализации совместного обучения и воспитания является создание системы целенаправленной работы с семьями обучающихся по формированию компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей с особенностями. Таким семьям требуется целенаправленная профессиональная помощь. В условиях инклюзивного образования нами ведется работа по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей развития ребенка и общении с ним.
С целью повышения правовой и педагогической компетентности родителей организовывается совместная деятельность, традиционным форматом которой являются родительские собрания, в рамках которых педагогомпсихологом проводятся различные тренинги по принятию родителями «особых» детей в классе, например, по теме «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми».
Эффективной в формировании содержательного взаимодействия и общения с детьми показала себя такая форма работы с родителями как «Устный журнал». Построенная таким образом работа с родителями дает им возможность не только повысить свою компетентность в вопросах инклюзивного образования, но и просто встретиться друг с другом, обменяться опытом в воспитании детей, оказать друг другу поддержку.
Важным моментом в контексте «семья - школа» является личное взаимодействие педагогов и родителей по поводу трудностей и достижений ребенка с ОПФР, успехов и неудач, сомнений и размышлений в ходе определения образовательного маршрута ребенка, а также в процессе его обучения. Организуется такое взаимодействие через личные, групповые консультации учителя-дефектолога, педагога-психолога и педагогов, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания. Подобная помощь неоценима в понимании образовательных потребностей ребенка, в решении его индивидуальных и специфических проблем, в оптимизации путей его обучения и коррекции недостатков в развитии.
Также работа с родителями строится через информирование их об особенностях инклюзивного образования посредством мессенджера Viber; обеспечение активного участия родителей ребенка с ОПФР в образовательном процессе с приглашением их на открытые уроки; взаимодействие семей – участников образовательного процесса через организацию совместной деятельности во внеклассных и внешкольных мероприятиях таких как «Осенняя ярмарка», выставка творческих работ и др. Подчеркну, что грамотно организованное, продуктивное взаимодействие педагога с родителями можно рассматривать как один из факторов эффективной реализации инклюзивного образования.
На практике мы убедились, что опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и их родителей с детьми, имеющими особенности в развитии, и их родителями способствует формированию толерантного поведения, эмпатии и гуманности. Дети и родители становятся более терпимыми по отношению друг к другу и детям с ОПФР. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. Таким образом, в нашем учреждении образования, которое является опорным в организации интегрированного обучения и воспитания в районе, сложилась определенная система по формированию инклюзивной культуры через создание условий для активного участия и взаимодействия учащихся с ОПФР в учебной деятельности; формирование атмосферы сотрудничества, условий для активного участия детей с ОПФР во внеклассных и внешкольных мероприятиях с учетом их особенностей и возможностей.
Приложение 5
«СЕМЬЯ РЕБЕНКА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
В инклюзивном образовании взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательной организации в деле воспитания, развития, социальной адаптации ребенка с особенностями психофизического развития, признание и соблюдение взаимной ответственности законных представителей и педагогов за желаемые и достигнутые результаты – важнейшие условия успешности такого взаимодействия.
Семьи, воспитывающие детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), сталкиваются с серьезными проблемами, которые носят комплексный характер: восприятие развития ребенка как трагедии всей жизни, стойкий конфликт между ожиданиями и реальной ситуацией, комплекс психоэмоциональных проблем, общая семейная неудовлетворенность, комплексы неполноценности, снижение самооценки. У законных представителей (далее – родителей) возникает комплекс вины по отношению к собственному ребенку, имеющему психофизические особенности в развитии. На этой основе формируется определенный стиль родительского отношения – гиперопека. Такие родители ограждают ребенка от возможных проблем, потакают его прихотям и желаниям. В результате возникает искажение личностного развития ребенка (эгоизм, эгоцентрические установки). Учителю-дефектологу в процессе сотрудничества с такими родителями необходимо обращать их внимание на наличие больших возможностей развития ребенка, создавать у них соответствующие педагогические установки. Родители должны знать, что их ребенку в данный момент посильно и что без посторонней помощи он сделать не сможет.
Еще один тип родительского отношения к детям с проблемами в развитии – это неприятие ребенка (открытое или скрытое). Такая позиция приводит к невротическим реакциям ребенка, отягощая тем самым имеющийся у него психофизический дефект. Таких родителей нужно убеждать в том, что необходимым условием эффективного продвижения ребенка в развитии является их любовь, ласка и внимание к нему. Наиболее продуктивным стилем родительского отношения к ребенку с ОПФР является стиль, когда родители принимают своего ребенка таким, какой он есть. Родители объективно его оценивают, не завышая и не занижая требований к нему. Это способствует формированию у ребенка адекватной самооценки, личностных установок и прогнозов на будущее.
Таким образом, взаимоотношения ребенка с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. В этой связи огромное значение приобретает целенаправленная работа педагога по оптимизации отношений родителей и детей. Инклюзивное образовательное пространство предполагает активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности школьников, проведение общих мероприятий, составление планов семинаров и праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. Одним из условий эффективности инклюзивного образования детей с ОПФР является организация тесного взаимодействия педагогов с родителями ребенка. Родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиком образовательных услуг, но и активным участником службы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями. Родители должны активно принимать участие в реализации индивидуальной программы развития ребенка, закреплять изученный материал в домашних условиях, обеспечивать ребенка с ОПФР необходимой коррекционной помощью. Поэтому целью взаимодействия с семьей является осознание родителями особенностей своего ребенка и их активное включение в процесс воспитательной и коррекционно-развивающей работы.
Работа с семьей учащихся с ОПФР включает несколько направлений. Изучение педагогами группы сопровождения условий семейного воспитания детей и отношения родителей к дефекту ребенка. На практике нередко приходится сталкиваться с тем, что родители не видят проблем у своего ребенка, необъективно относятся к состоянию его психического развития. Предоставление родителям в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, содержании индивидуального образовательного маршрута и динамики развития их ребенка. Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОПФР.
Работа в рамках первого направления начинается с момента попадания ребенка в учреждение образования. Наиболее продуктивной формой работы здесь является индивидуальное общение с семьей – индивидуальные встречи, беседы с целью установления доверительных отношений с родителями, что служит залогом продуктивных взаимоотношений в будущем. Налаживанию доверительных контактов с родителями способствуют посещения семей педагогами группы, поскольку именно в домашней атмосфере родители чувствуют себя более уверенно, защищено и расположены к общению с педагогами. Одним из главных условий налаживания таких контактов является позитивное отношение педагогов к ребенку. Более уместным в данный период будет общение, направленное на выделение положительных сторон ребенка, фиксации его даже самых незначительных успехов, что, конечно, благоприятно скажется на дальнейших взаимоотношениях с семьей. На следующем этапе необходимо разъяснить родителям особенности их ребенка, убедить в том, что для успешного развития их ребенка необходимо создание специальных условий. С этой целью наиболее эффективны следующие формы: индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностики (входной, промежуточной, итоговой), совместный просмотр разных видов деятельности ребенка.
Главное – родители должны оценить возможности ребенка с ОПФР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный, а не думать, что, взрослея, он сам всему научится). Крайне важно, чтобы родители понимали, что выбор родителей в пользу обучения детей с ОПФР не в специализированной, а в общеразвивающей группе предполагает принятие ими на себя дополнительных обязательств по созданию и обеспечению определенных условий воспитания и развития детей в семье. На родителей ложится ответственность за постоянный, активный и плодотворный контакт с педагогами и специалистами, выполнение всех заданий и рекомендаций по созданию развивающей микросоциальной бытовой среды, среды постоянного и полноценного общения с ребенком, за обеспечение ребенка необходимой коррекционной помощью.
В рамках третьего направления с целью педагогического просвещения родителей по вопросам воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми наиболее эффективной формой являются обучающие мероприятия: консультации специалистов (с целью ознакомления с особенностями развития детей с ОПФР), практикумы (с целью ознакомления родителей с конкретными приемами развития ВПФ), рекомендации по закреплению полученных знаний и умений в домашних условиях.
Работа с семьей ребенка с проблемами в развитии – процесс очень тонкий, деликатный, так как он затрагивает самое интимное в ребенке, его семье, поэтому строить его необходимо в индивидуальной форме, не допуская, чтобы это стало достоянием всех. Необходимо создать очень доверительную атмосферу в ходе работы с родителями, которая будет позволять разрешать многие трудные вопросы до того, как они перерастут в неразрешимые проблемы и конфликты.
Помимо работы с родителями ребенка с ОПФР не менее важно организовать работу с родителями нормотипичных детей, направленную на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям, безусловного принятия человека с особыми образовательными потребностями, уважение к различиям между людьми, изменение стереотипного взгляда на детей с нарушениями в развитии.
К сожалению, в нашем обществе эта категория людей воспринимается как нечто необычное и инородное. Такое положение вещей складывалось годами, и изменить его за короткий срок очень трудно, но начинать все же следует. Поэтому наряду с выстраиванием системы инклюзивного образования необходимо менять отношение семей к возможности совместного обучения детей с ОПФР в условиях инклюзии. Организованное таким образом взаимодействие семьи учащихся с ОПФР позволяет достичь поставленных целей эффективного обучения и воспитания «особых» детей.
Приложение 6
ВНЕДРЕНИЕ КЛАСТЕРНОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ РАЗНЫХ ТИПОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В проект «Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства» наше учреждение вступило в сентябре 2023 года. Также участниками данного проекта в нашем регионе являются еще 4 учреждения:
Данная продолжительность инновационной деятельности обусловлена необходимостью поэтапной проработки всех механизмов реализации кластерной модели взаимодействия учреждений образования разных типов с учетом специфики их деятельности, направленной на повышение профессионализма педагогических работников (усвоение специальных знаний, необходимых для обеспечения качественного образовательного процесса в условиях интеграции как этапа на пути к инклюзии), просвещение родителей, законных представителей (развитие понимания важности инклюзивных процессов, сотрудничества с педагогическими работниками по созданию непрерывного образовательного процесса для обучающихся с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР), в том числе детей-инвалидов), совершенствование взаимодействия между учреждениями дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодёжи (обеспечение единства подходов, форм, методов, приёмов, способов и т.д. по развитию личности ребёнка для успешности его социализации)
Целевую аудиторию инновационной деятельности представляют 780 детей с особенностями психофизического развития разной возрастной категории (из них 63 имеют инвалидность), их родители и законные представители, специалисты.
В районе функционируют 1 специальная группа, 6 групп интегрированного обучения и воспитания, 15 классов интегрированного обучения и воспитания, 20 пунктов коррекционно-педагогической помощи, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, специальная школа -интернат.
Как известно, инклюзивное образование –это обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся.
Современные социокультурные условия предполагаютрасширение спектра предоставляемых образовательных услуг, в обеспечении непрерывности образования ребенка, с учетом их индивидуальных, психофизических, возрастных особенностей, потребностей семьи и общества. При этом необходимым условием непрерывности образования является преемственность, приобретающая на современном этапе особый стратегический, социально значимый смысл, заключающийся в установлении единой линии развития личности с учётом уровней образования.
Бесспорным фактом является утверждение, что ключевой фигурой инклюзивного образовательного пространства является учитель, который решает ряд профессиональных задач по обеспечению психологического комфорта в образовательном процессе для всех детей. При этом следует помнить, что успешность такой работы во многом зависит от согласованного профессионального взаимодействия учителя с другими участниками инклюзивного образовательного пространства – группы сопровождения «особого» ребенка: учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога, родителей как обычных, так и «особых» детей. Характер этого взаимодействия обусловливается социальными, профессиональными, личностными позициями каждого участника.
Таким образом, составляющими инклюзивного образовательного пространства в рамках реализации данного мы считаем следующие направления деятельности:
повышение профессионализма педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс с обучающимися с ОПФР, детьми-инвалидами, просвещение их родителей, законных представителей,
совершенствование процессов преемственности между учреждениями дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодёжи по обеспечению единства подходов, форм, методов, приёмов, способов педагогической деятельности и др., направленных на развитие личности ребёнка с ОПФР для успешности его социализации.
Исходя из выше перечисленного, можно выявить противоречия, на решение которых направлен инновационный проект «Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства»:
между необходимостью организации качественного образовательного процесса с обучающимися с ОПФР (количество которых увеличивается ежегодно) и значительными профессиональными затруднениями педагогов дошкольного, общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодёжи, реализующими данный процесс в условиях интеграции;
между важностью формирования инклюзивного пространства внутри учреждения образования и внешнего инклюзивного пространства и существующими недопониманием между педагогами и родителями, законными представителями обучающихся с ОПФР, между родителями, законными представителями нормотипичных обучающихся и обучающихся с ОПФР, между педагогическими коллективами учреждений образования разных типов, реализующих программы специального образования или участвующих в интеграции;
между потребностью педагогических работников в обучающих мероприятиях, тематика которых направлена на развитие специфических знаний об особенностях психофизического развития обучающихся с ОПФР и усвоения ими учебного материала, педагогической деятельности в условиях реализации учебной и воспитательной деятельности и др., и недостаточностью соответствующих программ мероприятий, содержание которых раскрывает специфику работы с разными категориями обучающихся с ОПФР.
Цели и задачи инновационной деятельности
Цель инновационного проекта: формирование инклюзивного образовательного пространства посредством реализации кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
внедрить кластерную модель взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства;
совершенствовать знания и умения педагогов, работающих в условиях интеграции, направленные на повышение качества образовательного процесса обучающихся с ОПФР, обеспечение его непрерывности;
развивать процессы преемственности, взаимодействия между учреждениями образования разных типов по обеспечению единства подходов, форм, методов, приёмов, способов деятельности и т.д., направленных на развитие личности ребёнка, успешности его социализации, просвещение родителей, законных представителей, совершенствование профессионализма педагогов;
разработать локальные правовые документы, методические материалы, способствующие повышению эффективности педагогической деятельности в условиях интеграции, совершенствованию взаимодействия учреждений образования разных типов, развитию компетенций родителей, законных представителей обучающихся с ОПФР;
оценить эффективность использования кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства.
При переходе к инклюзивному образованию важнейшей является проблема подготовки социума, в первую очередь педагогов, к принятию и пониманию людей с особенностями развития. Педагогу, непосредственно работающему с детьми, необходимо обладать компетенциями в области инклюзии, чтобы организовать эффективное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса на этапе перехода к инклюзивному образованию.
Компетенции педагогов в области инклюзивного образования можно отнести к специальным профессиональным компетенциям. Профессиональная компетентность педагога – многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагогов, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.).
Профессиональные компетенции заключаются в способности педагогов осуществлять профессиональные функции в условиях инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности обучающихся и обеспечивая включение ребёнка с ОПФР в образовательную среду. В структуру инклюзивных компетенций педагога входят ключевые содержательные (мотивационные, когнитивные, рефлексивные) и операционные компетенции.
Какие же особые требования предъявляются к педагогам, работающим в условиях инклюзивного образования? Они должны быть:
готовы иметь дело со всем многообразием образовательных потребностей;
овладевать новыми знаниями и навыками;
надлежащим образом владеть учебной программой и методиками оценки достижений;
чутко откликаться на потребности.
Антонина Михайловна Змушко также указывает на необходимость подготовки педагогических кадров в условиях развития инклюзивных процессов в образовании. Одним из условий успешности развития инклюзивного образования лиц с ОПФР она считает формирование толерантного отношения к таким лицам, а также повышение роли и ответственности родителей, законных представителей обучающихся с ОПФР в получении образования, создание безбарьерной образовательной среды в учреждениях образования.
Предлагаемая нами структура инновационной деятельности представляет собой совокупность кластерных моделей, состоящих из учреждений образования разных типов (учреждение дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодёжи), которые при всей схожести функционирования имеют отличия специфики в деятельности как каждого отдельного субъекта кластера (реализация специальных программ или оказание коррекционно-педагогической помощи и др.), так и внутри каждого кластера между его субъектами. Также предполагается решение выявленных противоречий и достижения поставленных задач как в рамках каждого учреждения образования, так в рамках кластеров и в рамках всего регионального проекта.
Практическая значимость инновационного проекта определяется возможностью использования его результатов в деятельности педагогов дошкольного, специального (специальные дошкольные учреждения, ЦКРОиР), общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодёжи.
Исследование предполагает получение следующих результатов:
в работе с семьей:
сформированность у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений по взаимодействию с собственными детьми и педагогами, сформированность толерантного отношения среди родительской общественности к обучающимся с ОПФР;
вовлеченность родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности;
содействие изменению родительской позиции в повышении ответственности за воспитание и развитие своих детей, вооружение родителей позитивными способами коммуникации с детьми и педагогами;
создание условий для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии и семей нормотипичных обучающихся;
в работе с педагогами:
созданные условия для внутренней мотивации педагогов к профессиональному развитию по проблеме инклюзивного образования;
симулировать педагогов на непрерывное самообразование и внедрение инноваций, направленных на решение проблем;
рост профессионализма педагогов в применении специфических форм, методов, приёмов и способов работы с обучающимися с ОПФР для повышения качества их образования, в использовании различных форм работы с родителями, законными представителями по развитию понимания важности инклюзивных процессов, в обеспечении сотрудничества с педагогическими работниками других учреждений образования по созданию непрерывного образовательного процесса для обучающихся с ОПФР, детей-инвалидов, по развитию преемственности между учреждениями дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи;
в работе с обучающимися:
включенность учащихся с ОПФР в учебный процесс в рамках создания педагогом условий для активного участия ребёнка с ОПФР в учебной деятельности во время занятий с учётом его возможностей и уровня развития;
повышение уровня знаний, умений и навыков обучающихся с ОПФР в результате применения эффективных форм, методов, приёмов, способов педагогического воздействия, поддержки родителей, осуществляющих соответствующее взаимодействие со своими детьми в домашних условиях (на основе полученных знаний);
умение обучающихся взаимодействовать в ходе совместной деятельности, в рамках организованной педагогом атмосферы сотрудничества на учебных занятиях, в ходе воспитательных мероприятий (свободное обращение за помощью к сверстникам, предложение помощи со стороны нормально развивающихся обучающихся и др.);
эмоционально положительный микроклимат детского коллектива – положительный социометрический статус детей с ОПФР, достаточный уровень сформированности коллектива, активная деятельность педагога по оптимизации межличностного общения в детском коллективе.
Распространение опыта использования может быть осуществлено через проведение открытых занятий и мастер-классов, проведение методических практикумов, семинаров, вебинаров; публикации в педагогической печати и сети Интернет, участии в научно-практической конференции.
В рамках инновационного проета за текущий учебный год проведено ряд совместных мероприятий между педагогическими субъектами кластера:
танцевально-развлекательное мероприятие «Праздник осени»
- физкультурно-спортивный праздник «Мы-вместе»
- фестиваль детского творчества, посвященный Международному Дню инвалидов «Дети-детям»
- фольклорный праздник «Гуканне вясны»
- мероприятие, посвященное Дню человека с синдромом Дауна «Солнечные люди»
- Районное спортивное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества «Я будущий защитник Отечества»
- мероприятие посвященное людям с аутизмом «Шаг навстречу» .
Также прошла деловая игра для родителей «Инклюзивное образование. Вопросы и ответы»;
Методический мост «Квест-технологии в инклюзивном образовании»
Общеродительское собрание для участников инновационного проекта «Образовательное пространство Шкловского района как благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка»;
Фестиваль педагогических практик «На крыльях творчества».
В итоге, хочется отметить, что в учреждениях образования Шкловского района, задействованных в реализации данного инновационного проекта созданы организационно-управленческие и методические условия для формирования, обобщения и трансляции педагогического опыта участников инновационной деятельности. Об успешности реализации инновационной деятельности свидетельствует сформированность первичного инновационного опыта, который был представлен педагогами на заседаниях семинаров, творческой группы, педагогическом совете.
Опыт реализации инновационного проекта «Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства» в 2023/2024 учебном году создал условия для роста педагогического опыта и креативности педагогов в формировании толерантного отношения к обучающимся с ОПФР в регламентированной и нерегламентированной деятельности.
Реализация инновационного проекта позволила нам убедиться в том, что от педагога зависит многое в образовательном процессе. Запланированные мероприятия согласно утвержденному календарному плану на 2023/2024учебный год выполнены в полном объеме. Однако анализ инновационной деятельности показал необходимость внесения в календарный план на 2024/2025 учебный год мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников проекта при проведении инновационной деятельности.
Проведение методических мероприятий позволило осуществить следующие разработки: коррекция работы в направлении инновационной деятельности, определение материально - технических ресурсов.
В целом можно констатировать, что мероприятия календарно-тематического плана инновационной деятельности соответствовали цели и содержанию данного этапа реализации инновационного проекта, обеспечили его результативность.
Реализация проекта позволила:
создать инновационную команду по организационной и методической поддержке проекта;
разработать локальные управленческие акты, регламентирующие деятельность в учреждении;
определить темы и содержание педагогических исследований в рамках проблемного поля проекта;
обеспечить условия для самообразования и повышения квалификации участников проекта;
внедрить в образовательный процесс работу с обучающимися на диагностической основе.
Анализируя данные о стремлении педагогов к саморазвитию, стоит отметить, что все педагоги стремятся выполнять работу лучше, педагоги постоянно следят за передовым педагогическим опытом, стремятся внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля педагогической деятельности; постоянно занимаются самообразованием; придерживаются определенных педагогических идей; прогнозируют перспективы своей деятельности; открыты новому.
Исходя из результатов промежуточного анализа реализации, считаем целесообразным продолжение инновационной деятельности, посредством реализации педагогического потенциала и корректировку плана работы по реализации проекта «Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства» на 2024/2025 учебный год. Реализация данной модели кластерного взаимодействия учреждений образования разных видов и типов будет способствовать на уровне региона формированию инклюзивной культуры, адекватного отношения к детям с ОПФР, формированию инклюзивной политики в учреждениях в пределах кластера, а также инклюзивной практики, что в целом станет основой для формирования инклюзивного образовательного пространства.
разгарнуць » / « згарнуць