- Полное название проекта: «Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
- Данные о разработчике и консультанте:
Разработчики проекта
Ф.И.О. разработчика
|
Аникеева Людмила Анатольевна
|
Должность, место работы
|
Директор государственного учреждения образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Шклова»
|
Контактный телефон
|
+375292401443
|
Е-mail
|
shklov-ckroir@rambler.ru
|
Ф.И.О. разработчика
|
Авдеенко Виктория Анатольевна
|
Должность, место работы
|
Заместитель директора по основной деятельности государственного учреждения образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Шклова»
|
Контактный телефон
|
+375293852795
|
Е-mail
|
shklov-ckroir@rambler.ru
|
Консультант проекта
Ф.И.О. консультанта
Место работы и должность, ученая степень и (или) ученое звание
Контактный телефон
Е-mail
|
Лемех Елена Анатольевна
доцент кафедры специальной педагогики ИИО БГПУ им.М.Танка,
кандидат психологических наук, доцент
+375297786046
vea.68@mail.ru
|
- Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:
ГУО «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;
ГУО «Могилевский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;
ГУСО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Веда» г.Бреста»;
ГУО «Быховский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;
ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.Горки»;
ГУО «Добрушский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;
ГУО «Костюковичский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;
ГУО «Краснопольский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;
УО «Государственный Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;
ГУСО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Ляховичского района»;
ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Центрального района г. Минска»;
ГУО «Мозырский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;
ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.Молодечно»;
ГУО «Мстиславский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;
ГУСО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района»;
ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Полоцкого района»;
ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Оршанского района»;
ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.Шклова».
Сроки проведения инновационной деятельности: 2021-2024 годы.
- Обоснование целесообразности реализации данного инновационного проекта
Происходящие в настоящее время изменения в дошкольном образовании, внедрение новых походов, форм и средств помощи детям с особыми образовательными потребностями, оказание образовательных услуг широкому кругу нуждающихся обусловливают повышение требований к профессионализму педагогов, работающих с детьми с особенностями психофизического развития. На новой концептуальной основе, с учетом современных социальных требований общества к дошкольному учреждению выстраивается система образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).
С одной стороны, существует запрос общества о включении детей дошкольного возраста с ТМН в образовательный процесс, с другой стороны – невозможно оценить эффективность такого обучения и воспитания, следовательно, появляется необходимость в оценке качества такого образования. В настоящее время аналоги системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в Республике Беларусь отсутствуют.
В связи с этим необходимо создать внутреннюю систему оценки качества образования, которая позволит получить комплексную характеристику системы дошкольного образования в ЦКРОиР, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным образовательным стандартам, социальным и личным ожиданиям.
Цель проекта:
внедрение в образовательный процесс центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР, центр) системы работы по оценке качества дошкольного образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями.
Задачи проекта:
- организовать деятельность коллектива ЦКРОиР по внедрению системы оценки качества образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями (ТМН), включающей самооценку учреждения образования администрацией центра (оценка организационного, кадрового, материально-технического, учебно-методического, информационного, финансового обеспечения), самооценку педагогами результатов деятельности, оценку родителями результатов обучения их детей;
- формировать базу локальных документов по оценке качества дошкольного образования, учитывающих все направления внутренней экспертизы и мониторинга качества образования, позволяющих на уровне учреждения образования упорядочить систему оценки качества дошкольного образования воспитанников с ТМН и эффективно организовать коррекционно-педагогический процесс;
- создавать методическое обеспечение системы оценки качества дошкольного образования в центре путем накопления методического инструментария проведения экспертизы процесса, условий и результатов деятельности в дошкольных группах ЦКРОиР, экспертизы практической деятельности педагогических и руководящих работников ЦКРОиР;
- совершенствовать информационно-аналитическую составляющую системы оценки качества дошкольного образования в ЦКРОиР через информационное обеспечение субъектов образовательного процесса, обновление образовательной статистики, сбор достоверной информации об элементах качества дошкольного образования в условиях ЦКРОиР по определенной заданной системе показателей, анализ их эффективности;
- повышать уровень профессиональной компетенции педагогов через консультирование, практико-ориентированные методы, направленные на обучение фиксации динамики уровня функционирования воспитанников с ТМН путем проведения мониторинговых наблюдений;
- вовлекать родителей (законных представителей) воспитанников с ТМН в образовательный процесс и его оценку через активные формы взаимодействия.
II. Новизна
Проект предполагает внедрение в образовательный процесс центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации системы оценки качества дошкольного образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями (аналогов не обнаружено); расширение сферы профессиональной компетентности педагогов ЦКРОиР по вопросам обучения и воспитания дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями; формирование партнёрских взаимоотношений в области оценки качества образования с родительской общественностью.
Внедрение модели будет способствовать разработке научно-методического обеспечения развития национальной системы оценки качества образования на уровне дошкольного образования.
III. Апробация
Основная идея проекта.
Компонентами системы оценки качества дошкольного образования лиц с тяжелыми множественными нарушениями в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации являются внешняя оценка объектовобразования (качество коррекционно-образовательного процесса в условиях дошкольных групп ЦКРОиР, качество условий освоения учебных программ воспитанниками с ТМН)и внутренняя оценка объектов образования (оценка результата изменений, происходящих на уровне самого воспитанника с ТМН, характеризующих его качество жизни) [4].
Качество коррекционно-образовательного процесса в условиях дошкольных групп ЦКРОиР оценивается через анализ учебных программ, рекомендуемых Министерством образования Республики Беларусь, а также индивидуальных учебных программ; коррекционно-развивающей работы; взаимодействия педагогов и детей; коррекционно-образовательных событий в ЦКРОиР; организации социального партнерства.
Качество условий освоения учебных программ воспитанниками с ТМН выявляется через оценку бюджетного и внебюджетного финансирования дошкольного образования; материально-технической базы ЦКРОиР, необходимой для реализации учебной программы; состояния предметных, пространственных, организационно-смысловых, социально-психологических ресурсов; образовательных установок в коллективе, предполагающих наличие образовательной концепции в отношении воспитанников с ТМН; научно-методического обеспечения образовательного процесса в дошкольной группе ЦКРОиР; кадровых условий; психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ТМН и их семей [4].
Качество результата оценивается путем выявления изменений, происходящих на уровне самого воспитанника с ТМН. Определяется путем качественного анализа мониторинга сформированности у воспитанника с ТМН жизненных компетенций; выявления изменений уровня функционирования воспитанника с ТМН по сравнению с ним самим на протяжении периода обучения в ЦКРОиР [4; 5; 6].
Основополагающими для разработки и реализации инновационного проекта являются следующие идеи и методологические положения.
- Современные подходы к качеству образования.
В современной научной литературе предложено много определений качества образования. Качество образования: 1) соответствие образования (как результата, процесса, социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства; 2) системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, процесса, социальной системы); 3) социальная категория, определяющая состояние и результативность образовательного процесса, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (состоящего из различных социальных групп) в плане развития и формирования гражданской, бытовой и профессиональной компетенции конкретной личности; 4) характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям; 5) комплексная характеристика, которая определяет степень соответствия содержательных, инструментальных, процессуальных, результативных компонентов образования целям, поставленным субъектами образовательного процесса; 6) соотношение цели и результата образовательного процесса, как степень достижения целей при том, что они, как и результаты, заданы исключительно операционально и спрогнозированы применительно к потенциальному развитию ребенка [1; 2; 4; 14; 15; 17] и т.д.
Вслед за И.Ф. Слепцовой качество дошкольного образования будем рассматривать в единстве трех составляющих: процесс – условия – результат [15].
2. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. В теории сформулированы положения о системности строения психики человека, в свете которого нарушение одного из звеньев изменяет функционирование всей системы; об актуальной и ближайшей зонах развития ребенка; об идентичности факторов, обусловливающих развитие нормальных детей и детей с дизонтогенезом; о структуре дефекта при нарушенном развитии; об основных направлениях коррекционно- педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; о важности раннего коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с отклонениями в развитии и т.д.
Идеи Л.С. Выготского о двух аспектах анализа умственного развития ребенка весьма существенны, поскольку они задают направление организации психодиагностики, указывают на необходимость качественного анализа ее результатов. Становится понятным, что для определения сущности затруднений или нарушений развития ребенка важно оценить и актуальный и потенциальный уровни его развития. Для нас представляется важным ориентироваться на масштабность зоны ближайшего развития воспитанника с ТМН при разработке индивидуальных коррекционно-развивающих программ работы с детьми, а также при определении условий, путей и методов их обучения [3].
3.Феноменологически-гуманистическая парадигма, разработанная Т.В. Лисовской. Суть данной теории состоит в следующем «мы принимаем как данность феномен – лицо с ТМНР, человеческая сущность которого значительно пострадала, - и признаем возможность его обучения, ориентируясь не на нарушения, а на способности к развитию; направления процесса обучения задает гуманистический подход в образовании, где главным является такое обучение, которое позволяет не навредить здоровью данного лица, учитывает его экологию (общения, понимания, поведения), а также акцентирует преобладание социального развития над когнитивным и утверждает воспитание жизнеспособной личности» [10, с.32]. Вслед за Т.В. Лисовской жизненные компетенции лиц с ТМН мы будем рассматривать «…как овладение знаниями, умениями и навыками, уже необходимыми ребенку в обыденной жизни за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме» [9].
4. Подходы к оценке качества дошкольного образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями, разработанные Е.А. Лемех [4-8].
Модель системы оценки качества дошкольного образования графически представлена на схеме 1.
Данный проект основан на следующих определениях:
качество образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями – это совокупная характеристика коррекционно-образовательного процесса и образовательных условий, приводящих к образовательному результату, отражающему сформированность жизненных компетенций, позволяющих улучшить качество жизни в возможных для воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями пределах [4, с.27];
оценка качества дошкольного образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия коррекционно-образовательного процесса и образовательных условий образовательному результату, позволяющему сформировать возможный для дошкольников с ТМН уровень жизненных компетенций [4, с.27];
система оценки качества дошкольного образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями представляет собой внешнюю оценку объектов образования, т.е. изменения на уровне учреждения, в котором реализуются особые образовательные потребности воспитанника с ТМН, и объектов внутреннего мониторинга, т.е. оценку изменений, происходящих на уровне самого воспитанника с ТМР, характеризующих его качество жизни [4, с.28].
5. Средовый подход к образованию. В современном мире средовый подход к образованию рассматривается как перспективный на уровне ЮНЕСКО. Методологический статус он получил в последние десятилетия прошлого века, когда начала активно развиваться психолого-педагогическая концепция средо-ориентированного обучения (С.Е. Гайдукевич, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин).
С. Е. Гайдукевич, обобщая исследования современных авторов, предлагает следующие положения средового подхода: образовательная среда – это совокупность влияний, условий и возможностей развития личности ребенка. При этом влияния– это источник разнообразного культурного опыта (знаний, умений, отношений); условия – гарант успешного его присвоения (переживания, сопереживания, многократные повторения); возможности – символ активного начала не только среды, но и самого ребенка, который может осуществлять выбор объектов «собственной» активности в среде, способ, форму, темп и интенсивность взаимодействия с ними; структурными элементами образовательной среды являются средовые ресурсы (предметные, пространственные, организационно-смысловые и социально-психологические); среда нуждается в специальной организации в соответствии с заданной образовательной целью; организованная образовательная среда представляет собой не отдельно взятые ресурсы, а многомерные образования «средовые комплексы», т.е. в соответствии с образовательной целью специальным образом организованно пространство, продумано его наполнение и возможные виды деятельности, заданы основные установки, мотивы и правила поведения; взрослые (педагоги и родители) выполняют систему действий по созданию средовых комплексов. Они определяют цель, проектируют и непосредственно организуют образовательную среду; основной развивающий эффект достигается при условии самостоятельного взаимодействия ребенка с образовательной средой, которая призвана стимулировать детскую активность, самостоятельность и инициативу [13].
Для данного проекта интересно понимание, какие средовые ресурсы созданы в ЦКРОиР для дошкольников с ТМН, поскольку они определяют качество условий освоения учебных программ воспитанниками центра.
Перечисленные выше теоретико-методологические основания позволяют организовать работу по проекту «Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
Схема 1
Модель системы оценки качества дошкольного образования воспитанников с ТМН
Составляющие системы оценки качества дошкольного образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями их функции
|
Научно-методическая подсистема:
- определение процедур сбора, обработки, хранения и публикации данных о качестве дошкольного образования в условиях ЦКРОиР;
- регламентация процедур апробации и стандартизации инструментария, используемого в оценке качества дошкольного образования в условиях ЦКРОиР.
|
Нормативная правовая подсистема:
- определение статуса и разграничение полномочий учреждений в рамках республиканского, регионального уровней и уровня ЦКРОиР;
- нормативное закрепление реализации всех процедур контроля и оценки качества образования
|
Организационно-технологическая подсистема:
- проведение диагностики сформированности жизненных компетенций воспитанников ЦКРОиР;
- получение достоверной информации об условиях, процессе и результатах деятельности дошкольных групп ЦКРОиР при государственной аккредитации, аттестации педагогических и руководящих работников
|
.Информационно-аналитическая подсистема:
- эвалюация;
- информационное обеспечение потребителей
|
Консультативно-обучающая подсистема:
- подготовка экспертов в области оценки качества дошкольного образования в условиях ЦКРОиР;
- консультирование специалистов в области оценки качества дошкольного образования в условиях ЦКРОиР
|
Сведения об экспериментальной апробации инновации
Тема разрабатывалась в 2020 году в рамках участия в подпрограмме «Образование» ГПНИ «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества» (выполнялась в научно-методическом учреждении «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь), по заданию 6.1.01 «Разработать научно-методическое обеспечение развития национальной системы оценки качества образования на уровнях дошкольного, общего среднего и специального образования», вВНК «Оценка качества специального образования» (руководитель профессор Т.В.Лисовская), индивидуальное задание: «Методические рекомендации по обеспечению развития и функционирования системы оценки качества образования лиц с тяжелыми множественными нарушениями в дошкольном отделении Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
Тема проекта «Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» проходила апробацию в рамках научно-исследовательской работы «Разработка научно-методических основ подготовки студентов к реализации образовательных программ специального образования в условиях второго отделения вспомогательной школы и центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» по кафедре специальной педагогики Института инклюзивного образования БГПУ им.М.Танка.
Результаты исследования прошли апробацию на 14 Международных научно-практических конференциях, симпозиумах; отражены в 22 публикациях.
IV. Ожидаемые результаты:
Созданная в ЦКРОиР модель внутреннего мониторинга качества дошкольного образования обеспечит:
такое функционирование ЦКРОиР, которое приведет к достижению заданного уровня качества дошкольного образования;
формирование единой системы диагностики и контроля состояния дошкольного образования в условиях ЦКРОиР;
повышение уровня профессиональной компетенции участников инновационного проекта;
издание методических рекомендаций по итогам реализации проекта.
Диссеминация накопленного инновационного опыта позволит другим учреждениям специального образования разработать внутреннюю систему
Образовательный компонент:
подтверждение эффективности предлагаемой системы оценки качества дошкольного образования в условиях ЦКРОиР; введение в образовательный процесс ЦКРОиР единой педагогической стратегии и тактики организации работы по определению качества дошкольного образования воспитанников с ТМН; положительная динамика профессионального развития педагогов дошкольных групп в ЦКРОиР, связанная с переходом от превалирующего ухода и присмотра за воспитанниками с ТМН к пониманию, что такое «качество образования» для данной нозологической группы; активизация участия родителей (законных представителей) воспитанников с ТМН, установки и убеждения которых во многом определяют исход работы.
Продуктный результат:
обеспечение базой локальных документов («Положение о внутреннем контроле качества дошкольного образования в ЦКРОиР», «Положение о мониторинге качества образования в ЦКРОиР», «Положение об экспертизе ресурсного обеспечения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», «Положение об осуществлении текущего контроля формирования жизненных компетенций у воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями», «Положение о самооценке педагогами результатов своей деятельности» и др.); создание информационно-методического сопровождения в данной области (банк методического критериально-диагностического инструментария в дошкольных группах ЦКРОиР – индивидуальные карты динамики психолого-педагогического развития ребёнка с ТМН, листы сформированности умений и навыков, карты наблюдений, карты мониторинга достижений ребенка (качество результатов); коллекция ресурсов по оценке качества образования воспитанников с ТМН– шкалы оценки качества условий освоения учебных программ воспитанниками с ТМН, шкалы оценки качества коррекционно-образовательного процесса в дошкольных группах ЦКРОиР и т.д.).
Участники проекта:
№ п/п
|
Ф.И.О.
|
Должность
|
Квалификационная категория
|
|
Аникеева Л.А.
|
директор
|
первая
|
|
Авдеенко В.А.
|
заместитель директора по основной деятельности
|
первая
|
|
Авдеенко Н.В.
|
педагог-психолог
|
вторая
|
|
Волкова Г.А.
|
воспитатель
|
высшая
|
|
Кривельская Л.П.
|
учитель-дефектолог
|
высшая
|
|
Щербакова А.Н.
|
учитель-дефектолог
|
первая
|
Описание программы и сроков реализации проекта
Сроки реализации проекта: 2021 - 2024 год
Этапы реализации проекта:
I этап (подготовительный): сентябрь 2021г.-февраль 2022г. (создание оптимальных условий для реализации проекта);
II этап (практический): март 2022г. – июнь 2023г. (обеспечение выполнения инновационного проекта);
III этап (заключительный): сентябрь 2023г. – май 2024г. (апробация модели оценки качества образования).
Критерии и показатели, согласно которым определяется эффективность инновационной деятельности
Критерии
эффективности
|
Показатели эффективности
|
Диагностический инструментарий, методика
|
1. Оценка качества коррекционно-образовательного процесса в дошкольных группах ЦКРОиР
|
1.1 Наличие типовых учебных программ
|
1.1.1 Имеются-отсутствуют
|
1. Анализ программного обеспечения
|
1.2 Качество индивидуальных учебных программ
|
1.2.1 Наличие индивидуальных учебных программ (по показаниям)
1.2.2 Соответствие документа требованиям, предъявляемым к программам
1.2.3 Учет структуры дефекта воспитанника с ТМН, индивидуального и дифференцированного подхода к нему
|
1. Анализ содержания программ
|
1.3 Качество коррекционно-развивающей
работы
|
1.3.1 Учет структуры дефекта воспитанника с ТМН, индивидуального и дифференцированного подхода к нему
1.3.2 Доступность учебного материала для воспитанника с ТМН
1.3.3 Доступность технологии обучения воспитанника с ТМН
1.3.4 Динамика продвижения ребенка
|
1. Наблюдение
2.Опрос педагогических работников
3. Анкеты (самоанализ)
4. Шкала оценки качества
|
1.4 Качество
взаимодействия
педагогов и детей
|
1.4.1 Обстановка эмоционального комфорта и благополучия
1.4.2 Педагогически целесообразная атмосфера, установки, стиль, характер взаимодействий между педагогом и дошкольником с ТМН
|
1. Наблюдение
2. Анкеты, опросники
|
1.5 Качество
коррекционно-образовательных событий в ЦКРОиР
|
1.5.1Организация эмоционального, социального и познавательного развития
1.5.2 Учет индивидуальности воспитанников
|
1. Наблюдение
2. Шкала оценки качества
|
1.6 Качество
организации
социального
партнерства
|
1.6.1 Использование технологий вовлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс ЦКРОиР
|
1. Анкетирование родителей
|
2. Оценка качества условий освоения учебных программ воспитанниками с ТМН
|
2.1. Качество бюджетного и внебюджетного
финансирования
дошкольного
образования в ЦКРОиР
|
2.1.1 Финансовый баланс учреждения образования
|
1. Анализ финансирования
|
2.2. Качество материально-технической базы ЦКРОиР, необходимой для реализации учебной программы
|
2.2.1 Перечень основного оборудования, игр и дидактических средств обучения
2.2.2 Качество предметных ресурсов, отвечающих свойствам вариативности, трансформируемости, насыщенности, безопасности, доступности, полифункциональности
|
1. Экспертная оценка материально-технической базы и предметно-развивающей среды
|
2.3. Качество пространственных ресурсов в ЦКРОиР
|
2.3.1 Пространственные ресурсы отвечающие свойствам адаптивности, безбарьерности, личностной ориентированности
|
1. Экспертная оценка пространственных ресурсов
|
2.4. Качество образовательных установок в коллективе
|
2.4.1 Наличие образовательной концепции в отношении воспитанников с ТМН в ЦКРОиР
|
1. Опрос педагогического коллектива
|
2.5. Качество научно-методического обеспечения образовательного процесса в дошкольной группе ЦКРОиР
|
2.5.1 Обеспеченность методическими материалами
2.5.2 Наличие обобщенного передового опыта
2.5.3 Наличие методической и педагогической продукции учителей-дефектологов, воспитателей
2.5.4 Участие в профессиональных конкурсах
2.5.5 Наличие системной работы с молодыми специалистами
|
1. Анализ научно-методического обеспечения образовательного процесса
|
2.6. Качество кадровых условий в дошкольных группах ЦКРОиР
|
2.6.1 Должностной состав
2.6.2 Достаточное количество педагогов
2.6.3 Необходимый уровень квалификации персонала
|
1. Анализ кадрового обеспечения
|
2.7 Качество
психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ТМН и их семей
|
2.7.1 Наличие всех необходимых специалистов
2.7.2 Педагогически целесообразная атмосфера, установки, стиль, характер взаимодействий между педагогом и семьей воспитанника с ТМН
2.7.3 Командное взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения
|
1. Опрос, анкетирование субъектов образовательного процесса
|
3. Оценка качества результатов освоения учебных программ воспитанниками в ЦКРОиР
|
3.1 Уровень функционирования воспитанника с ТМН
|
3.1.1критический
3.1.2 очень низкий
3.1.3 низкий
3.1.4 достаточный
|
1. Индивидуальные карты динамики психолого-педагогического развития ребёнка
2. Карты наблюдений
3. Карты мониторинга достижений ребёнка
|
3.2 Уровень сформированности у воспитанника с ТМН жизненных компетенций
|
3.2.1 продуктивный
3.2.2 репродуктивный
3.2.3пассивный
|
1. Листы сформированности умений и навыков
2. Карты наблюдений
3. Карты мониторинга достижений ребёнка
|
4. Качество инновационной деятельности в ЦКРОиР
|
4.1 Достижение цели и выполнение задач инновационной деятельности в ЦКРОиР
|
4.1.1Функционирование в ЦКРОиР цельной системы оценки качества дошкольного образования, включающей нормативно-правовую, информационно-аналитическую, научно-методическую, организационно-технологическую, консультативно-обучающую подсистемы
4.1.2 Созданиелокальных нормативных актов, в которых определяется регламентация, механизмфункционирования и реализация отдельных направлений оценки качества дошкольного образования в ЦКРОиР
4.1.3 Использование ресурсов официального сайта ЦКРОиР для информирования педагогической и родительской общественности по вопросам качества образования воспитанников с ТМН
4.1.4 Создание коллекции ресурсов по оценке качества образования воспитанников с ТМН: подбор печатных методических изданий, профессиональных периодических изданий, электронных ресурсов, интернет-источников, авторских методик.
4.1.5 Создание банка методического критериально-диагностического инструментария проведения экспертизы процесса, условий и результатов деятельности в дошкольных группах ЦКРОиР, экспертизы практической деятельности педагогических и руководящих работников ЦКРОиР
4.1.6 Внедрение педагогического мониторинга по всем образовательным областям учебного плана для дошкольников с ТМН
4.1.7 Функционирование консультативного пункта по вопросам оценки качества дошкольного образования в ЦКРОиР для учреждений не находящихся в инновационном проекте
|
1. Анализ результатов деятельности
2. Педагогический мониторинг
3. Самоанализ
|
4.2 Качество управления инновационным процессом
|
4.2.1 Информационная поддержка инновационной деятельности педагогического коллектива
4.2.2 Оценка результатов инновационной деятельности
4.2.3 Консультативная и методическая помощь педагогам
4.2.4 Эффективность управленческих решений по поддержке деятельности участников проекта
4.2.5 Повышение статуса и конкурентоспособности ЦКРОиР.
|
1. Анализ результатов деятельности
|
4.3 Инновационная компетентность и исследовательская культура педагогов
|
4.3.1 Повышение уровня мотивационной готовности к инновационной деятельности у педагогического состава
4.3.2 Высокий теоретический и методический уровень подготовки педагогов в области внедрения инновационного проекта
4.3.3 Расширение партнёрства в рамках реализации проекта с другими ЦКРОиР
4.3.4 Положительная динамика участия педагогов в конкурсах, семинарах, конференциях, фестивалях, неделях педагогического мастерства, мастер-классах
|
1. Педагогическая супервизия
2. Беседа
3. Наблюдение
|
4.4 Удовлетворённость участников проекта, родителей воспитанников с ТМН инновационной деятельностью
|
4.4.1 Положительная динамика удовлетворённости родителей инновационной деятельностью, ее результатами и перспективами
4.4.2 Положительная динамика удовлетворённости педагогов инновационной деятельностью, ее результатами и перспективами
|
1. Опрос, анкетирование
|
Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта:
Готовность к инновационной деятельности подтверждает наличие необходимых условий и ресурсов, а именно:
Материально-техническое обеспечение проекта
Включает в себя:
здание, его помещения, участок (территорию), оборудование, инвентарь; условия для обеспечения функционирования ЦКРОиР, а именно: наличие и соответствие требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), пожарной безопасности, охраны жизни и здоровья воспитанников, работников ЦКРОиР, системы водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции; освещения (искусственного и естественного).
Ежегодно проводится косметический ремонт в помещениях здания с учетом требований СанПиН к отделке помещений; технический осмотр электро-технологического оборудования на исправность эксплуатации с оформлением документации.
Общая площадь учреждения составляет 715,6 м². Площадь учебного и спального помещения на одного обучающегося соответствует требованиям санитарных норм. Помещения учреждения образования адаптированы для организации обучения и оказания коррекционной помощи детям с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) в том числе детей, не способных к самостоятельному передвижению.
Группы оснащены игровым оборудованием и учебно-методическими материалами. Развивающая предметно-пространственная среда в ЦКРОиР обеспечивает максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создает возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов осуществления и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Среда учреждения представляет системный комплекс, который обеспечивает успешное развитие воспитанников, способствует реализации содержания образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования.
Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта
Внедрение инновационного проекта осуществляется за счет бюджетной и внебюджетной деятельности, привлечения спонсорской помощи для приобретения литературы, программно-методических и учебно-методических комплексов, оргтехники.
Оплата труда участников инновационного проекта согласно Постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.08.2019 № 93 (условия оплаты труда) (1,3 повышение тарифных ставок (окладов) руководителям организаций системы образования (директору, заместителю директора по основной деятельности) – на 20 процентов, учителям-дефектологам, воспитателям дошкольного образования– на 15 процентов на период осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, проводимой в учреждении образования в соответствии со статьей 97 Кодекса Республики Беларусь об образовании; учителям.
Стимулирование деятельности педагогов осуществляется из бюджетных средств учреждения образования. Обеспечение участников инновационного проекта необходимыми научно-методическими, дидактическими материалами и другими средствами, необходимыми для осуществления программы инновационной деятельности – за счет бюджетных средств учреждения образования. Участие в семинарах, курсовой подготовке, научно-практических конференциях в рамках научно-методического обеспечения инновационной деятельности – за счет бюджетных средств учреждения образования. Организация выездных консультаций (курсов, семинаров, практикумов и др.) – за счет бюджетных средств учреждения образования.
Формы представления результатов инновационной деятельности:
-отчет по результатам каждого этапа инновационного проекта;
- обобщение опыта работы по результатам инновационного проекта;
-доклады, мастер-классы, проблемные семинары, педагогические советы;
-публикации в СМИ;
-диагностика учебных достижений воспитанников ЦКРОиР;
-справка о результатах инновационной деятельности.
УТВЕРЖДАЮ
Директор государственного учреждения образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Шклова»
___________Аникеева Л.А.
«22» марта 2021г.
Программа реализации инновационного проекта
«Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
Сроки реализации: 2021 – 2024
Этапы
|
Содержание работы
|
Информационно-методическое обеспечение
|
Самоконтроль и мониторинг
|
Подведение итогов
|
педагоги
|
воспитанники
|
родители
|
Подготовительный
(Сентябрь 2021–
февраль 2022г.)
Цель: Создать оптимальные условия для реализации проекта
|
1. Формирование коллектива участников инновационной деятельности.
2. Изучение педагогами-новаторами психолого-педагогической литературы и документов по теме инновационного проекта.
3. Создание творческой группы по разработке программы реализации инновационного проекта в рамках постоянно-действующего семинара (ПДС).
4. Диагностика уровня профессионализма и компетентности группы педагогов, уровня готовности к осуществлению инновационной деятельности.
5. Анализ затруднений педагогов.
6. Подбор материалов для организации работы семинара «Проведение диагностики уровня развития детей дошкольного возраста с ТМН».
7. Определение функциональных обязанностей.
8. Составление плана-графика повышения компетентности всех участников реализации проекта
|
1. Проектирование и создание предметно-развивающей среды с учетом возрастных и индивидуальных предпочтений воспитанников.
2. Стартовая диагностика уровня развития ребенка дошкольного возраста с ТМН.
3. Выявление уровня сформированности знаний и умений детей дошкольного возраста.
4. Составление индивидуальной программы развития ребенка.
|
1. Родительское собрание «Педагоги и родители. Шаг навстречу».
2. Изучение особенностей семьи и ребёнка, запросов родителей через анкетирование,
дигностирование, опрос, интервьюирование.
3. Анкетирование родителей на удовлетворенность качеством образовательных услуг.
|
1. Составление аннотированного списка научной, научно-методической литературы, справочных пособий и информационных материалов по проблеме инновационной деятельности, включая электронные носители и Интернет.
2. Подбор документов нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности.
3. Организация взаимодействия с научным консультантом проекта, другими его участниками.
4. Разработка алгоритма взаимодействия всех участников образовательного процесса в рамках инновационного проекта.
5. Утверждение программы реализации инновационного проекта.
6. Разработка календарных планов инновационной деятельности в соответствии с проектом в условиях групп.
|
1. Разработка материалов и механизмов методического сопровождения инновационной деятельности.
2. Диагностика готовности и мотивации к инновационной деятельности педагогов учреждения.
3.Анализ результатов стартовой диагностики
по основным изучаемым критериям.
4. Определение основных направлений исследований, форм мониторинга, контроля, форм отчетности.
5. Анализ планирования деятельности и оформления полученных результатов, форм коррекции
|
1. Заседание методического совета «Организация сопровождения участников
инновационного процесса».
2. Издание приказа по утверждению Программы реализации инновационного проекта.
3. Издание приказа об организации работы в рамках инновационной про-граммы.
4. Заседание ПДС «Теория и практика инноваций».
5. Мониторинг основных образовательных областей, предусмотренных специальной программой на уровне дошкольного образования.
6. Заседание методического совета «Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности».
7. Проведение установочного педагогического совета «Деятельность учреждения по реализации инновационного проекта».
8. Семинар-практикум «Совершенствование форм и методов работы учителя-дефектолога по развитию компетенций воспитанников».
9.Заседание ПДС №2 «Современные подходы к педагогической диагностике детей с ТМН».
10. Индивидуальная карта динамики развития воспитанников.
|
Практический
(март 2022г.-
июнь 2023г.)
Цель: Обеспечить выполнение инновационного
проекта
«Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
|
1. Подбор материала для организации работы постоянно действующего семинара «Продуктивные методики, технологии методы и приемы диагностической работы с воспитанниками с ТМН».
2.Творческие встречи по обмену опытом с учреждениями, участниками инновационного процесса.
3.Презентация педагогических находок.
4.Консультирование, сопровождение педагогов.
- Анализ и составление промежуточных отчётов.
- Разработка педагогами индивидуального методического партфолио.
7. Методический практикум по ведению дневника педагога, участника инновационного проекта.
|
1. Проведение занятий с воспитанниками.
2. Организация предметных недель по основным образовательным областям.
3.Педагогическая диагностика по
отслеживанию динамики развития детей в процессе коррекционно-образовательной деятельности.
|
- Включение родителей в процесс реализации проекта.
2. Родительские собрания «Модель взаимодействия ЦКРОиР и законных представителей ребенка в условиях реализации инновационного проекта.
3. Дни открытых дверей.
4. Промежуточная диагностика «Удовлетворенность родителей деятельностью в инновационном режиме».
5. Индивидуальные консультации, беседы по вопросам педагогического взаимодействия.
6.Использование сети Интернета, сайта учреждения для взаимообсуждения педагогических проблем.
7. Активное участие родителей в мероприятиях групп.
|
1.Сотрудниче-ство с научным руководителем проекта, консультирование им инновационной деятельности.
2.Создание банка данных методических разработок.
3.Обобщение педагогического опыта по теме инновационного проекта.
4.Обеспечение информационной среды, просветительской работы и координации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи средствами наглядной пропаганды.
5.Размещение материалов о деятельности инновационного проекта на сайте учреждения.
|
1.Организация мониторинга по отслеживанию хода выполнения проекта, проведение коррекции, внесение необходимых изменений.
2. Отслеживание процесса внедрения инновационного проекта.
3. Анализ промежуточных результатов.
|
1. Заседание ПДС «Продуктивные методики, технологии методы и приемы диагностической работы с воспитанниками с ТМН.
2. Анализ и составление промежуточных отчётов.
3. Заслушивание на совещаниях при директоре, отчетов по реализации инновационного проекта.
4. Методический совет «Мониторинг процесса инновационной деятельности».
5.Педсовет по подведению итогов практического этапа.
|
Обобщающий
(сентябрь 2023-май 2024)
Цель: Проанализировать полученные результаты, оценить положительный и отрицательный опыт работы
|
1.Презентация опыта и результатов инновационной деятельности в учреждении.
|
1.Выполнение критериев и показателей эффективности инновационной деятельности по внедрению модели.
2.Корректировка содержания планов инновационной работы на сентябрь 2023-май 2024 года.
|
1.Круглый стол по результатам инновационной деятельности.
2.Корректировка содержания планов инновационной работы на сентябрь 2023-май 2024 года
|
1.Подготовка аналитического отчета.
2.Обобщение опыта и оформление материалов
|
1.Обработка эмпирических данных.
2.Описание результатов реализации проекта
|
1.Научно-практическая конференция «Проблемы. Поиски. Находки».
2. Оформление диагностического портфолио.
3. Проведение методической недели «Панорама инновационного опыта: опыт, проблемы, перспективы».
4. Педагогический совет «Подведение итогов реализации проекта».
|
Заместитель директора по основной деятельности Авдеенко В.А.
Календарный план реализации проекта
«Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
на 2021/2022 учебный год
№
п/п
|
Содержание работы
|
Сроки
исполнения
|
Ответственные
|
|
Организационное мероприятие по разработке инновационного проекта учреждения образования.
|
Август 2021
|
Директор
Аникеева Л.А.
|
|
Согласование плана инновационной деятельности с годовым планом работы учреждения образования.
|
До 01.09.2021
|
Заместитель директора Авдеенко В.А.
|
|
Определение участников проекта, утверждение их функциональных обязанностей. Создание творческой группы.
|
Сентябрь 2021
|
Заместитель директора Авдеенко В.А.
|
|
Организация взаимодействия с консультантом проекта.
|
Постоянно
|
Директор
Аникеева Л.А.
|
|
Утверждение системы стимулирования и поощрения педагогов для повышения мотивации к участию в проекте.
|
Август
2021
|
Директор
Аникеева Л.А.
|
|
Инструктивно-методическое совещание: изучение нормативных документов.
|
Август
2021
|
Директор
Аникеева Л.А.
|
|
Методический практикум по ведению педагогических дневников участниками проекта.
|
Сентябрь 2021
|
Заместитель директора Авдеенко В.А.
|
|
Родительское собрание «Педагоги и родители. Шаг навстречу».
|
Сентябрь 2021
|
Заместитель директора Авдеенко В.А.
|
9.
|
Проектирование и создание предметно-развивающей среды с учетом возрастных и индивидуальных предпочтений воспитанников
|
Сентябрь 2021
|
Учителя-дефектологи
|
|
Ведение педагогических дневников, портфолио.
|
Постоянно
|
Заместитель
директора
Авдеенко В.А.
|
|
Заседание №1 методического совета «Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности».
|
Сентябрь 2021
|
Заместитель
директора
Авдеенко В.А.
|
|
Стартовая диагностика уровня развития ребенка дошкольного возраста с ТМН.
|
Сентябрь 2021
|
Педагог-психолог
Авдеенко Н.В.,
учителя-дефектологи
|
|
Диагностика степени готовности и компетенции педагогов к работе в инновационном проекте.
|
Сентябрь 2021
|
Педагог-психолог
Авдеенко Н.В.
|
|
Составление индивидуальной программы развития ребенка
|
Октябрь
2021
|
Педагог-психолог
Авдеенко Н.В.,
учителя-дефектологи
|
|
Заседание постоянно-действующего семинара для участников инновационного проекта №1 «Теория и практика инноваций».
|
Октябрь
2021
|
Заместитель
директора
Авдеенко В.А.
|
|
Изучение особенностей семьи и ребёнка, запросов родителей через анкетирование, диагностирование, опрос, интервьюирование.
|
Ноябрь
2021
|
Педагог-психолог
Авдеенко Н.В.,
учителя-дефектологи
|
|
Мониторинг основных образовательных областей, предусмотренных специальной программой на уровне дошкольного образования.
|
Ноябрь,
апрель 2022
|
Педагог-психолог
Авдеенко Н.В.,
учителя-дефектологи
|
|
Семинар-практикум «Совершенствование форм и методов работы учителя-дефектолога по развитию компетенций воспитанников».
|
Декабрь
2021
|
Заместитель
директора
Авдеенко В.А.
|
|
Педагогический совет «Деятельность учреждения по реализации инновационного проекта».
|
Январь
2022
|
Директор
Аникеева Л.А.
|
|
Анкетирование родителей на удовлетворенность качеством образовательных услуг.
|
Январь
2022
|
Педагог-психолог
Авдеенко Н.В.
|
|
Проведение педагогическая диагностики по отслеживанию динамики развития детей в процессе коррекционно-образовательной деятельности.
|
Январь,
май 2022
|
Педагог-психолог
Авдеенко Н.В.,
учителя-дефектологи
|
|
Заседание ПДС № 2 «Современные подходы к педагогической диагностике детей с ТМН».
|
Февраль 2022
|
Заместитель
директора
Авдеенко В.А.
|
|
Контроль ведения документации участниками
инновационной деятельности.
|
1 раз в квартал
|
Заместитель
директора
Авдеенко В.А.
|
24.
|
Методический мост «Обмен опытом работы с участниками инновационного проекта».
|
Май 2022
|
Директор
Аникеева Л.А.
|
|
Подведение итогов реализации инновационного проекта на совещании при директоре.
|
Май 2022
|
Директор
Аникеева Л.А.
|
|
Создание банка данных методических разработок.
|
Постоянно
|
Заместитель
директора
Авдеенко В.А.
|
|
Консультирование, сопровождение педагогов.
|
Постоянно
|
Заместитель
директора
Авдеенко В.А.
|
|
Обеспечение постоянного обновления информации на сайте учреждения.
|
В течение года
|
Педагог-психолог
Авдеенко Н.В.
|
|
Планирование деятельности по реализации инновационного проекта в 2022/2023 учебном году.
|
Июнь-август 2022
|
Заместитель
директора
Авдеенко В.А.
|
Заместитель директора по основной деятельности Авдеенко В.А.
Список литературы:
- Богославец, Л. Г. Управление качеством дошкольного образования / Л. Г. Богославец, А. А. Майер. – Москва: Сфера, 2009. – 126 с.
- Богуславская Т. Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования / Т. Н. Богуславская // Проблемы современного образования. – 2012. – № 4. – С.52–63.
- Лемех, Е.А. Основы специальной психологии: учеб. пособие / Е. А. Лемех. – Минск : РИПО, 2017. – 218 с.
- Лемех, Е. А. Современные требования к системе оценки качества дошкольного образования лиц с тяжелыми множественными нарушениями / Е. А. Лемех // Адукацыя i выхаванне. – 2020. – № 8. – С. 25–32.
- Лемех, Е. А. Современные подходы к педагогической диагностике детей с тяжелыми множественными нарушениями / Е. А. Лемех // Культурогенезные функции дошкольного и специального образования: сборник научно-методических статей/ Чуваш. гос. пед. ун-т; отв. ред. Т. Н. Семенова. – Чебоксары, 2020. – С.324–326.
- Лемех, Е. А. Педагогическая диагностика сформированности игры у воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями / Е. А. Лемех // Актуальні питання корекційної освіти (педагогічні науки): збірник наукових праць: вип. 16 том 2 / за ред. М.К. Шеремет. – Кам’янець-Подільський: Видавець Ковальчук О.В., 2020. – С. 131–141.
- Лемех, Е. А. Функции педагогических работников центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в области оценки качества дошкольного образования лиц с тяжелыми множественными нарушениями / Е. А. Лемех // Особливі діти: освіта і соціалізація: збірник тез доповідей VІ Міжнародного конгресу зі спеціальної педагогіки та психології (Київ-Запоріжжя, 1-2 жовтня 2020 р.). – Запоріжжя: Вид-во Хортицької національної академії, 2020. – С. 208 –211.
- Лемех, Е. А. Специфика функционирования системы оценки качества дошкольного образования лиц с тяжелыми множественными нарушениями в Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / Е. А. Лемех // Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика: сб. научн. статей Междунар. научн.-практ. конф., г. Минск, 19–20 ноября 2020 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол. В. В. Хитрюк [и др.]. – Минск : БГПУ, 2020. – С.228–233.
- Лисовская, Т. В. Жизненные компетенции детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями: содержание и критерии сформированности[Электронный ресурс]. Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-kompetentsii-detey-s-tyazhelymi-mnozhestvennymi-psihofizicheskimi-narusheniyami-soderzhanie-i-kriterii-sformirovannosti/viewer. – Дата доступа: 08.06.2020.
- Лисовская, Т. В. Педагогическая система непрерывного образования в Республике Беларусь лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития : [монография] / Т. В. Лисовская.– Минск : Четыре четверти, 2016. – 232 с.
- Методические рекомендации по организации мониторинга качества специального образования в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации [Электронный ресурс]. Режим доступа : asabliva.by/sm_full.aspx?guid=21293.– Дата доступа: 08.06.2020.
- Научно-методические основы обучения и воспитания детей в ЦКРОиР : учеб.-метод. пособие / Е. А. Лемех и [др.]. – Минск: БГПУ, 2020. – 84 с.
- Организация образовательной среды для детей с
особенностями психофизического развития в условиях
интегрированного обучения : учеб.-метод. пособие / С. Е.
Гайдукевич [и др.] ; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич,
В. В. Чечета. – Минск: БГПУ, 2006. – 116 с.
- Русецкий, В. Ф. Методологические основания разработки критериев и показателей оценки качества дошкольного, общего среднего и специального образования / В. Ф. Русецкий // Пед. наука и образование. – 2018. – № 2. – С. 16–23.
- Слепцова, И. Ф. Качество дошкольного образования как единство образовательного процесса, условий и результата / И. Ф. Слепцова // Соврем. дошк. образование. Теория и практика. – 2018. – №1. – С. 30–37.
- Учебные программы для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Самообслуживание. Коммуникация. Сенсорная стимуляция. Предметная деятельность. Я и мир. Игра. Изобразительная деятельность. Музыкально-ритмические занятия. [Электронный ресурс] // Asabliva.by. – Режим доступа: http://asabliva.by/sm_full.aspx?guid=84783. – Дата доступа: 20.07.2019.
- Экспертные оценки дошкольного образования /автор-составитель И.В. Юганова. – Москва: Сфера, 2009.-119с.
разгарнуць » / « згарнуць