ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Досуговая деятельность выступает как важная сфера жизнедеятельности, самостоятельная жизненная ценность. Досуг в современной педагогической науке определяется как сфера личности, проявления ее сущности, творческих способностей; как возможность самореализации и самоактуализации каждого человека, как сфера воспитания личностных и гражданских качеств; как сфера расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями.
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи культурно-досугового профиля имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на формирование у учащихся культуры досуга, мотивацию к творчеству и познанию, способствует удовлетворению интересов в различных областях знаний и творческой деятельности.
Программа данного профиля имеет многоаспектную направленность по целям и задачам, содержанию, формам и методам, ожидаемым результатам, исходя из специфики деятельности учреждения дополнительного образования детей и молодежи, социального заказа, контингента учащихся, ресурсного обеспечения ее реализации.
Цель: формирование духовных, физических и других социально значимых качеств личности ребенка, развитие и воспитание учащихся средствами культурно-досуговой деятельности (развлечение, активный отдых, творчество, игра, общение).
Задачи:
развивать творческие, интеллектуальные, физические способности учащихся;
формировать культуру содержательного, полезного отдыха;
формировать у учащихся стремление к здоровому образу жизни;
обучать основам культуры быта.
Принципы реализации программы:
- принцип природосообразности (учет индивидуально-психологических особенностей личности, возрастных особенностей, социального развития и наличия опыта творческой деятельности);
- принцип культуросообразности (максимальное использование в образовательном процессе культуры той среды, общества, региона, нации, страны, где живет учащийся);
- принцип свободного развития личностных стремлений через реализацию творческих возможностей и способностей личности в процессах взаимодействия в досуговой сфере;
- принцип сотрудничества и сотворчества (обеспечение соответствующего характера отношений, объединение участников образовательного процесса и субъектной позиции каждого);
- принцип ценностно-смысловой направленности (создание условий для открытия учащимися собственных смыслов, которые позволяют раскрыть творческие и познавательные способности, свой внутренний мир в целом).
Социально-воспитательный потенциал реализации данной программы определяется как важнейшая среда взаимодействия детей и подростков с окружением, как эффективное средство, благодаря которому происходит культурное развитие учащихся, реализуются пути активизации ребенка в решении его жизненно важных задач, проблем, развитие его самостоятельности.
Содержание программы направлено на выполнение следующих функций: самореализацию и самовыражение личности; познавательно-образовательную; культурологическую; рекреационную; коммуникативную; здоровьесберегающую.
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи культурно-досугового профиля является техническим нормативным правовым документом, определяющим цели, задачи, содержание и результат деятельности в сфере досуга детей и молодежи.
На основе типовой программы культурно-досугового профиля разрабатываются программы объединений по интересам базового и повышенного уровней освоения образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин культурно-досугового профиля.
Примерный перечень направлений деятельности по реализации программ
дополнительного образования детей и молодежи культурно-досугового профиля:
1. зрелищно-массовая, развлекательная, игровая деятельность;
2. творческая деятельность;
3. познавательно-образовательная деятельность;
4. рекреационная деятельность.
Значимость и роль программы культурно-досугового профиля обусловлена
социальным заказом, усиливается в связи с актуализацией проблемы культуры проведения свободного времени (возрастание влияния виртуальной реальности, чрезмерное увлечение Интернетом и компьютерными играми, которое может способствовать снижению уровня интеллектуального развития личности, ответственности за принимаемые решения, потере интереса к реальной жизни; нерациональное использование развивающего потенциала досуга) и реализации культурологического подхода в системе дополнительного образования детей и молодежи.
Срок реализации программы: программа реализуется на протяжении оздоровительной смены (19 дней). Рекомендуется планировать работу смены культурно-досугового профиля таким образом, чтобы на первый и последний рабочие дни лагеря приходилось не более 2 академических часов занятий, на все остальные дни – по 4 академических часа в первой половине дня. Мероприятия проводятся с переменным составом учащихся с учетом возраста учащихся: 6-8 лет – не более 4 часов в неделю, 9-10 лет – не более 6 часов в неделю; 11-13 лет – не более 8 часов в неделю; от 14 лет и старше – не более 12 часов в неделю.
Для детей дошкольного возраста занятия должны проводиться 2 раза в неделю длительностью не более 35 минут каждое; для детей в возрасте от 4 до 6 лет – до 2 учебных часов в неделю, от 6 до 8 лет – до 4 учебных часов в неделю не менее 2 раз в неделю, от 9 до 10 лет – до 6 учебных часов в неделю не менее 3 раз в неделю, от 11 до 13 лет – до 8 учебных часов в неделю не менее 3 раз в неделю, старше 14 лет – до 10- 12 учебных часов в неделю не менее 3 раз в неделю длительностью не более 45 минут каждое.
Занятия проводятся в помещении, соответствующем санитарно-гигиеническим нормам, правилам безопасного поведения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план программы содержит перечень основных разделов (подразделов), определяет последовательность изложения тем, количество часов на каждую из них с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
В приложении размещены:
Учебно-тематический план образовательной области «Игровая деятельность»
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы учащиеся должны знать:
правила поведения в игре; основные понятия и начальные сведения об игровой досуговой деятельности; иметь представления об особенностях и специфике игровой досуговой программы и мероприятия; иметь углубленные знания о специфике организации игровой досуговой деятельности и массовых мероприятий.
Уметь:
организовать игру, находить пути взаимодействия с участниками досугового
мероприятия; организовывать и проводить игровые досуговые программы под руководством педагога.
самостоятельно разрабатывать сценарии игровой досуговой программы,
тематического мероприятия;
самостоятельно организовывать и проводить игровые досуговые программы,
тематические мероприятия;
логично выстраивать разговорную и сценическую речь;
пользоваться средствами общения в игровой, организаторской деятельности;
принимать совместные решения, коллективно планировать работу, распределять
обязанности и ответственность;
совместно подводить итоги и анализировать результаты своей деятельности.
Владеть практическими навыками:
межличностного общения и общения в группе;
проведения игр, досуговых мероприятий;
написания сценария игровой досуговой программы, культурно-досугового
мероприятия, театрализованного представления;
постановочной работы;
организатора досуга;
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.11.2017, 8/32482
актерского и сценического мастерства;
сценического мастерства ведущего;
самопрезентации и рекламы;
работы с микрофоном.
В результате освоения программы учащиеся:
станут активными, уверенными организаторами и участниками игры, досугового
мероприятия;
будут осмысленно относиться к ценности собственного досуга для развития и
самореализации через определенный вид деятельности;
станут социально грамотными, повысят кругозор, общую культуру, культуру
общения, речи, быта и т.п.;
получат возможность развивать свои творческие, познавательные способности и
внутренний мир в целом.
Способы проверки ожидаемых результатов:
анализ подготовки и проведения массового мероприятия, игровых досуговых
программ;
мониторинг удовлетворенности обучающихся участием в мероприятии;
диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседа, отзывы,
наблюдение, анкетирование);
социальные показатели (заинтересованность обучающихся);
учет запроса проводимых традиционных мероприятий.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формы подведения итогов образовательного процесса: отчетное, контрольное,
открытое, итоговое занятие; презентация и защита игровой досуговой программы,
досугового мероприятия, творческого проекта и другие.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Достижение цели программы обусловлено структурно-функциональной моделью
образовательного процесса, включающего в себя последовательность этапов познания и освоения социокультурного опыта, побуждения к самореализации, презентации индивидуального опыта, на каждом из которых осуществляется формирование приоритетных задач культурно-досуговой деятельности учащихся.
Основными педагогическими условиями успешного освоения программы учащимися выступают широкий спектр направлений и свободный выбор культурно-досуговой деятельности, практико-деятельностный характер образовательного процесса, направленность на результативность культурно-досуговой деятельности. Реализация программы направлена на приобретение учащимися собственного опыта самоопределения, возможности удовлетворения индивидуальных потребностей в разных видах культурно-досуговой деятельности на основе свободного выбора форм и видов деятельности, широкого спектра направлений культурно-досуговой деятельности, ориентации на включение в практическое освоение разных образовательных областей.
В качестве принципов, определяющих деятельность педагога по формированию культурно-досуговой компетентности учащихся в учреждении дополнительного образования детей и молодежи, выступают:
принцип интереса (обусловленный приоритетом интересов учащихся, наличием предмета общего интереса у учащихся и педагога);
принцип увлекательности и творчества (позволяющий погружать учащихся в
педагогические ситуации через занимательные и увлекательные формы);
принцип признания уникальности каждого (позволяющий выстраивать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся)
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.11.2017, 8/32482
принцип созидательного сотрудничества (позволяющий придавать дополнительному
образованию осмысленность и способствующий активизации учащихся на представление индивидуального опыта в контексте содержания образовательной программы).
Общие организационные формы взаимодействия педагога и учащихся: групповая,
коллективная, индивидуальная.
Формы занятий объединения по интересам культурно-досугового профиля: лекция,
заседание клуба, традиционное учебное занятие, интегрированное, комбинированное
занятие, практическое занятие, семинар, тренинг, игра, экспедиция, путешествие, диспут,
турнир, соревнование, зрелищное мероприятие, благотворительные мероприятия и другое.
Методы, выбор которых зависит от типа учебного занятия и содержания учебного
дидактического материала:
объяснительно-иллюстративный;
поисково-творческий;
репродуктивный;
проектно-исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная.
Формы проведения игровых досуговых мероприятий: конкурсно-развлекательная
программа; конкурсно-познавательная программа; игровая программа, тематическая
беседа; акция; экскурсия; круглый стол; праздничное мероприятие; театрализованное
представление; массовое мероприятие; выставка; концерт.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера: экскурсии, посещение
театра, творческие встречи; участие в конкурсных досуговых программах, организация
внутриколлективных мероприятий.
Формы и методы контроля и самоконтроля: наблюдение, исследование и
диагностика, беседа, опрос, практические и творческие задания, защита авторского
материала, анализ и самоанализ.
Рефлексивные методы, приемы, техники для диагностики результативности
досуговых программ: рефлексивный круг, мини-сочинение, анкета-газета, экспресс-опрос
и др.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный институт
правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 400 с.
2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об
утверждении концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в
Республике Беларусь»: от 14.12 2006 г. No 125 [Электронный ресурс] // Национальный
образовательный портал. – Режим доступа: www.adu.by/wp-content/uploads/2015/.../
koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc.
3. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи
(утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля
2011 г. No 149) [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. – Режим
доступа: www.adu.by/wp-content/uploads/2014/posle_urokov/...i...i.../1_polog.doc.
4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016–
2020 годы (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь
22 февраля 2016 г. No 9) [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики
Беларусь. – Режим доступа: edu.gov.by/doc-3999313.
5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебн. пособие /
Д.Б. Богоявленская. – Москва: Академия, 2002. – 320 с.
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.11.2017, 8/32482
6. Гиппиус, С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств /
С.В. Гиппиус. – Санкт-Петербург: Речь, 2001. – 346 с.
7. Говорун, Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства / Д.И. Говорун. –
Киев: Вища шк., 1990. – 141 с.
8. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева. – Москва:
Прометей, 1983. – 306 с.
9. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова. – Москва:
Центр, 2002.
10. Жарков, А.Д. Организация культурно-досуговой работы: учебное пособие для
студентов институтов культуры / А.Д. Жарков. – Москва: Просвещение,
разгарнуць » / « згарнуць