У вашего сына или дочери выявлено нарушение речи?..
Вы уже получили конкретные рекомендации специалистов. Возможно, вы водите ребенка на занятия к логопеду или определили его в логопедическую группу. Ваши шаги верны и действия достойны похвалы, особенно в том случае, если ежедневно в семье вы уделяете внимание развитию ребенка, выполняя задания логопеда. Что еще можно сделать для любимого чада? Совет наш таков: поработайте над эмоциональной сферой вашего ребенка. Поверьте, что ему это просто необходимо. Судите сами, мы знаем, что отклонения в развитии речи не только затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, но еще отражаются на психической жизни ребенка и влияют на его эмоционально-волевую сферу не самым лучшим образом. А несформированность или нарушение эмоционально-волевых качеств, в свою очередь, вызывают у ребенка затруднения в получении знаний, в речевом развитии. Возникает порочный круг, который мы можем разорвать, работая над воспитанием, коррекцией, различением, развитием эмоций.
Психологи говорят о том, что важным для ребенка при его обучении является использование эмоциональных стимулов, иными словами, формирование эмоционального отношения к любой деятельности, в том числе и к речевой, значительно повышает активность головного мозга. Используя эмоции, мы сможем повысить интерес ребенка к речевой деятельности, сделать ее более продуктивной, более осмысленным станет отношение к слову. Развивая эмоции, мы должны быть уверены, что ребенок их различает, поэтому лучше всего начать работу над эмоциями с обучения различать эмоциональное состояние. Не будем забывать о том, что ребенок вне ситуации затрудняется дифференцировать эмоциональное состояние на основе его внешнего выражения, а лишь с четырехлетнего возраста у него появляется возможность различать истинные и внешние проявления эмоций. При этом лучше распознаются отрицательные эмоции, т.е. эмоции, возникающие в связи с неприятными, опасными явлениями. Положительные эмоции, т.е. эмоции, связанные с удовлетворением потребностей, тонизируют жизнедеятельность, отрицательные – дезорганизуют поведение, подавляют активность, способствуют развитию таких черт личности, как агрессивность, боязливость, малодушие, пессимизм и т.д.; способствуют нарушению адаптационных механизмов, повышению заболеваемости, возникновению неврозов. Важно добиться, чтобы у ребенка преобладали положительные эмоции - радость, сочувствие, доверчивость, а проявление отрицательных, таких как обида, страх, неудовольствие, гнев, вовремя замечались и гасились.
Необходимо учитывать, что эмоции одного человека легко передаются другому, а также коллективу посредством слова, темпа и ритма речи, интонации, а также мимики и пантомимики (выразительных движений человеческого тела). Эмоция влияет на интонацию и темп речи, т.е. число слов, произнесенных в минуту. В радости темп убыстряется, речь становится громкой и выразительной (много восклицаний). И наоборот, в страхе, грусти речь замедляется, прерывается вздохами, становится тихой.
Одним из средств эмоционального взаимовлияния людей является мимика, или система движений лицевых мышц. Часто улыбка лучше всяких слов говорит о радости, которую испытывает человек: нахмуренные брови и стиснутые челюсти - о гневе, приподнятые брови - об удивлении, а отброшенная назад голова - о гордости, наклоненная вперед - а раскаянии и стыде, опущенная на грудь - о печали. Мимика и пантомимика - это своеобразная эмоциональная речь, поэтому ею пользуются для описаний собственных переживаний и переживаний других лиц.
На определенных возрастных этапах развития ребенка можно очертить некую норму, эталон его эмоциональных проявлений. Норму в раннем детстве можно фиксировать по потребности в эмоциональном воздействии с матерью, а в дальнейшем и с замещающими ее лицами, т.е. со «своими взрослыми». Заражение эмоцией, радость освоения окружающего мира, наличие «комплекса оживления» (до 4 месяцев) и эмоциональное различение «своих» (как предметов привязанности) и «чужих» свидетельствует о развитости эмоциональной жизни ребенка.
В дошкольном возрасте в качестве такой нормы можно выделить явно положительную окраску участия ребенка в ролевых играх, когда он смеется, радуется, переживает изображаемые события. При нормальном эмоциональном развитии ребенок способен адекватно представлять желания другого человека. Он может переживать не только текущие события, но и непосредственно не представленные. Эмоциональное смещение в таких случаях может быть не менее суток. Если дошкольник получает радость от своего хорошего поступка, положительно оцененного взрослыми, это тоже говорит о норме.
В младшем школьном возрасте такой нормой может быть желание идти в школу и быть школьником, а также уважительное отношение к учителю. Когда ученик переживает за свои оценки, радуется, научившись чему-то новому, - это хорошо. При нормальном эмоциональном развитии в младшем школьном возрасте ребенок проявляет сочувствие и соучастие и может переживать события со смещением не менее недели.
Напоминаем, что мы перечислили эмоциональные показатели нормального хода формирования личности. К возможным отклонениямв развитии эмоциональных явлений на первом году жизни можно отнести апатию и равнодушие в общении с другим человеком. На втором году жизни показателем отклонения может служить отсутствие разницы в эмоциональной окраске при общении с разными людьми, т.е. отсутствие предпочтения. Взрослых должно настораживать, если у ребенка нет радости манипуляции с новыми предметами, если ребенок боится безобидных предметов, если он сверхосторожен. Важным показателем отклонения у старшего дошкольника может служить неспособность сопереживать другим ни в реальной ситуации, ни в восприятии художественных произведений; отсутствие эмоционального предвосхищения событий; длительная депрессия.
Эмоциональное неблагополучие может приводить по крайней мере к проявлению двух типов поведения. У некоторых наблюдается неуравновешенное поведение, это легковозбудимые дети, им свойственны конфликты, вспышки гнева, обиды, слезы, грубость, драки. Поведение легко тормозимых детей характеризуется негативным отношением к общению, обидами, неудовольствием, неприязнью, тревожностью, страхами.
В целях правильного развития эмоциональной сферы ребенка, как основы формирования личности, родителям важно знать, что их ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему и были с ним нежны. Он нуждается в этом не меньше, чем в витаминах и калориях. Именно это научит его любить других людей и наслаждаться жизнью. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастет холодным и неотзывчивым. Для младенческого возраста эмоциональное общение ребенка со взрослыми не роскошь, а первейшая необходимость. Желанные и любимые дети эмоциональных матерей развиваются в познавательном отношении быстрее, чем дети, не менее желанные и любимые, но имеющие эмоционально сдержанных матерей. Ребенок «заражается» эмоцией матери, выражениям которой он умеет подражать. «Заражая» младенца эмоциями мажорной зоны, мать стимулирует его интерес к внешнему миру. Наоборот, «заражая» ребенка эмоциями минорной зоны, мы подавляем его интерес не только к внешнему миру, но и определенные биологические процессы его организма. Равнодушное и безразличное отношение к маленькому ребёнку исключает возможность вообще какого бы то ни было эмоционального «заражения». Таким образом, отсутствие ярких эмоций задерживает нравственное, умственное и даже психическое развитие детей. Отрицательные чувства ведут к нежелательным результатам в развитии личности. И наоборот, положительные эмоции ребенка - бодрость, радость, веселое оживление, чувство защищенности, уверенность - благотворно сказываются на жизнедеятельности организма в целом. Задача взрослого - формировать у детей положительные эмоции. А также учить не бояться отрицательных эмоций, а преодолевать их.
Чтобы правильно понять эмоциональную жизнь детей, следует, во-первых, уметь ставить себя в положение ребенка, вспомнить собственное состояние в сходных ситуациях; во-вторых, обогащать постоянно мир своих чувств. Особое значение в жизни маленького ребенка имеет оценка взрослыми его поведения, его отношений.
Эти рекомендации подходят в обучении и воспитании всех детей, в том числе и детей с речевыми нарушениями. Но родителям таких детей важно знать некоторые особенности их эмоциональной сферы.
Приведем пример. Ученик 1 класса специальной (речевой) школы Коля А., 9 лет, с общим недоразвитием речи и заиканием. Мальчик оценивает себя следующим образом: он очень честный, недрачливый, красивый, добрый, необидчивый, но в то же время он грустный, необщительный, больной, он не знает, умный он или нет, счастливый или нет. Можно видеть, что ребенок довольно объективно, не завышая самооценки, отчетливо осознает, что причиной его грусти и необщительности является состояние, связанное с дефектом речи.
Исследованиями установлено, что учащиеся 1 класса с нарушениями речи, в отличие от своих сверстников с нормальной речью, имеют менее уравновешенные нервные процессы. Они более замкнуты, менее ориентированы в коллективе и адаптированы к условиям школьной жизни. У них снижен тонус симпатической нервной системы, (зрачок сужается, сердечная деятельность замедляется, артериальное давление снижается, спазмируются мелкие бронхи, перистальтика кишечника усиливается, расслабляются сфинктры мочевого пузыря и прямой кишки), более выражены тормозные процессы. При этом их работоспособность снижена, более чем у половины детей доминируют отрицательные эмоции и повышена склонность к стрессовым состояниям. По их собственной самооценке, причиной снижения эмоционального состояния является осознание своей неполноценности. Дефекты речи, несформированность отношений, дезатаптация не позволяют им быть более общительными и счастливыми. Таким образом, к эмоциональному неблагополучию ребенка могут приводить имеющиеся у него речевые нарушения.
Мы довольно широко и популярно познакомились с темой «эмоции». Надеемся, что стала понятна актуальность проблемы, и сейчас, «засучив рукава», можно будет приняться за воспитание эмоциональной сферы любимого чада. В своей работе можно использовать упражнения (пантомимические загадки, игры, этюды-представления и задания), благодаря которым ребенок сначала будет учиться понимать, осознавать свои и чужие эмоции, затем правильно их воспроизводить, выражать и полноценно проживать. Ребенок сможет конструировать эмоции, изменять свое эмоциональное состояние, управлять эмоциональной сферой, укреплять ее устойчивость, формировать недостающий положительный опыт, повышать готовность к деятельности, создавать возможности самовыражения.
Многое будет зависеть от организатора занятий, т.е. от родителей. Гибко изменяя позицию: то становясь участником, активно увлекающим, соблазняющим, то просто наблюдая или режиссируя , но ни в коем случае не заставляя, не оценивая, не наказывая, - родители смогут создать непринужденную обстановку, увлекательную и радостную.
В сюжет каждого занятия с ребенком обязательно включается 2-3 упражнения на эмоции и эмоциональный контакт. Вот список фундаментальных эмоций, их оттенков и состояний, которые рекомендуется обыгрывать: интерес-внимательность, радость-удовольствие, удивление, горе-отчаяние, страдание-сострадание, гнев-злость-зависть, обида-досада, презрение-брезгливость-отвращение, страх-испуг, стыд-вина, тревога-беспокойство, сочувствие-жалость-нежность, грусть-печаль.
Идти следует от простого к сложному, учитывая, что разные эмоции проявляются в разном возрасте ребенка. Так, удовольствие появляется с младенчества; удивление, страх, испуг - после пяти месяцев; гнев, злость - на втором году жизни; стыд, вина - с трех-пяти лет; грусть, печаль - с четырех лет и т.д. А вот имитировать эмоции дети учатся позже, например, стыд, вину - в четыре-пять лет. Такие эмоции, как гнев и страх, адекватно имитировать не удается ни детям, ни взрослым.
Начинается работа с легкоразличимых детьми эмоциональных состояний, например: добрый - злой, плачет - смеется. Ребенку воспроизводится эмоция на лице, обращается его внимание на выражение глаз, положение бровей, линию рта и т.д. Используется зеркало, а еще лучше - трельяж. Нужно убедиться, что он распознает эмоцию Затем можно попросить ребенка воспроизвести ее. Если он справляется, то переходят на символическое изображение эмоции, т.е. на пиктограммы, которые можно использовать в играх.
Вот, например, первая пиктограмма, символизирующая радостное лицо, состоит из овала (лицо), перевернутой цифры 7 (нос), двух полуовалов кончиками вниз (брови) и полуовала вверх (рот)
Вторая пиктограмма, символизирующая огорченное лицо, состоит из овала, перевернутой цифры 7, двух наклоненных черточек, сходящихся вверху (брови) и полуовала кончиками вниз (рот).
Третья пиктограмма, символизирующая выражение страха на лице, состоит из овала, перевернутой цифры 7, двух наклоненных черточек, сходящихся вверху и кружочка (раскрытый рот).
Четвертая пиктограмма, символизирующая гневное лицо, состоит из овала, перевернутой цифры 7, двух наклонных черточек, сходящихся внизу и прямоугольника или небольшого овала (оскаленный рот).
Пятая пиктограмма, символизирующая удивленное лицо, состоит из овала, двух высоко поднятых над перевернутой цифрой 7 черточек (брови) и кружочка.
Кроме эмоциональной мимики ребенка учат понимать, а затем использовать эмоциональные жесты и позы, т.е. телесное выражение эмоций. Хорошо для этого иметь условные фигурки, сигнализирующие эмоциональное состояние человека. Ребенок, получив карточку с изображением фигурки в той или иной позе, определяет, какому эмоциональному состоянию поза соответствует.
Советуем читать сказки, которые помогают преодолеть негативные стороны ребенка. Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах», пугливому и робкому - «О трусливом зайце», капризному - «Принцесса на горошине» и т.д. Советуем родителям почувствовать и догадаться об эмоциональной проблеме вашего малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен - и сочинить ему сказку, где герой, их приключения и подвиги будут помогать решить ребенку его существенную проблему (страх, одиночество, испуг, грубость и т.д.).
Развитие эмоций предполагает комплексную работу семьи, педагогов дошкольных учреждений, учителей и использование разнообразных средств воспитательного воздействия. С помощью психогимнастики, этюдов и упражнений, чтения художественной литературы, прослушивания музыкальных произведений, театрально-художественной деятельности, окружающих ребенка игрушек и домашних животных достигается успешная коррекция эмоций.
Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. У ребенка в этих условиях преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.
Игры, упражнения, пантомимические загадки, этюды-представления и задания по развитию эмоциональной сферы ребенка
1. "Кто умеет улыбаться?"
Цель: активизация мышц губ.
Взрослый. Когда мы радуемся, мы улыбаемся. Вот так (показывает). Когда мы хорошо улыбаемся, видны наши зубки. Улыбнись, пожалуйста. Сейчас к нам в гости придет Петрушка. Давай ему хорошо улыбнемся (Ребенок улыбается, взрослый показывает Петрушку, затем прячет его). Петрушка спрятался и ты спрячь свои зубки, закрой их губками. А когда он снова покажется, опять улыбнись ему. Игра повторяется 3-4 раза.
2. "Данила"
Цель: тренировка мышечной выразительности лица. Игра предусматривает воспроизведение мимики ведущего, произносящего слова: У Данилы было семь детей, семь дочерей. Они не пили и не ели, Друг на друга все смотрели, Делали вот так, делали вот так.
3."Волшебное зеркало".
Ну-ка, зеркальце, смотри!
Все мне верно повтори!
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной!
Водящий демонстрирует какой-нибудь жест или позу, ребенок точно повторяет движение. Затем они меняются ролями.
4. "Удивление".
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.
Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.
5. "Негаданная радость".
В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:
- Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы едем в цирк!
Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились плясать вокруг мамы.
Выразительные движения: 1. Закусить нижнюю губу, поднять брови, улыбаться. 2. Смех, потирают руки одна о другую, причем одна рука может быть сжата в кулак. Можно прыгать, хлопать в ладоши, пританцовывать.
6. «Золушка».
Золушка приходит домой после бала очень печальной: она потеряла туфельку...
Выразительные движения: поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ, замедленная походка.
Подготовила:
учитель-дефектолог
Щербакова Алла Николаевна
разгарнуць » / « згарнуць