Пояснительная записка
Лето для детей – это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.
И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом.
Итак, девиз нашего оздоровительного лагеря: «Праздник – это ожидание чуда, а «чудеса надо делать своими руками». (А. Грин).
Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья и предусматривает программа оздоровительного лагеря «Надежда» «Праздник – каждый день».
Толковый словарь дает несколько определений этому слову «Праздник»:
* это день событий;
*это день торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического гражданского события;
* это официально установленный день отдыха;
* веселье, бал;
* день массовых игровых развлечений;
* счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным приятным событием, удачей;
* испытание от чего-нибудь наслаждения, источник наслаждения.
Во-первых, праздники разнообразят череду будней в лагере. А сколько праздников приходится на летнее время: официальные, профессиональные, спортивные и т.д. Ну, а если календарем не отмечен день, то можно просто создать детям праздник. Разнообразие - принцип детской жизни.
Во-вторых, праздники это широкое поле для всестороннего развития личности.
В-третьих, праздник должен способствовать развитию эмоций у детей.
В-четвертых, праздник предполагает участие всех! Праздник – это сотни творческих ролей, заданий без исключения всем ребятам.
Многие добрые традиции наших предков преданы забвению – неплохо возродить их. А почему бы это не сделать в лагере.
Это так интересно устраивать праздник из буден, был бы только повод! Но уж праздничный день сделать веселым, по-настоящему радостным – наша задача! Пусть праздник видится ребятам солнечным, ярким, радостным, переполненным самыми невероятными чудесами.
В основе концепции программы лежат следующие нормативно-правовые документы:
1.Кодекс об образовании Республики Беларусь;
2.Указ Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 №542 «Об санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения»
3.Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 от 02.06.2004г. № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей»»;
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006г. № 1478 «Об утверждении Концепции санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь и признания утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.06.2010 № 958 «Об утверждении Положения о порядке организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время»
7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008г. № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»
8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 г. №89 «Об утверждении Положения о воспитательно-оздоровительном учреждении образования»;
9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17.07. 2007 г. №35а «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях»;
10. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 05.2012г. №50 «Об утверждении Положения о педагогическом совете образовательно-оздоровительного центра, оздоровительного лагеря
11. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.03.2008г. «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к оздоровлению»
12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.09.2019г. «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации санаторно-курортных и оздоровительных организаций»;
13. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 26.05.2011 № 9 «Об утверждении Положения о спортивнооздоровительном лагере»
14. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 10.07.2007 № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта»
15. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2013 № 67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»
16. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.2010 № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную»
17. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.10.2010 № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет»
18. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2013г. «О нормах питания и денежных норм расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования»;
19. Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.03.2019г. №3-3 15/4833 «По обеспечению летних оздоровительных лагерей лекарственными средствами и медицинскими изделиями»;
20. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторнокурортному лечению населения от 22.05.2018 № 30-о «Об утверждении примерных штатных нормативов численности работников оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием детей»
21. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 29.03.2021г. № 10-
22. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 29.03.2021 № 9-о «Об установлении размеров средств республиканского бюджета на удешевление стоимости одной путевки в лагеря с круглосуточным и дневным пребыванием детей в 2021 году»
23. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 6 сентября 2017 г. № 123 «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи»
24. Программы воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе.
25. Программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении;
26. Концепция детского отдыха и оздоровления.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала
педагогов в реализации цели и задач программы.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Летний лагерь с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, развития познавательной сферы, творческих способностей и бытовых навыков ребенка с особенностями психофизического развития.
Визитная карточка
Название лагеря: летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Надежда».
Тип лагеря: лагерь дневного пребывания.
Профиль лагеря: комплексный.
Кадры: педагоги, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, медсестра, педагог-психолог.
Продолжительность первой смены: 15 дней.
Количество смен: 1
Название проводящей организации: ГУО «ЦКРОиР г. Шклова»
Адрес: 213004, г.Шклов, ул.Янки Купалы,26
Телефон: 93-885
Возраст участников: 6-18 лет.
Количество детей в смене: 8-10 детей.
Источник финансирования: республиканский бюджет.
Сроки проведения: июнь.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
Цель программы
Создание благоприятных условий для оздоровления и укрепления здоровья детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями в условиях ЦКРОиР, включение в активное социальное взаимодействие.
Задачи программы
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Формирование интереса к различным видам деятельности.
3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию.
5. Приобщение ребят к разнообразному опыту социальной жизни через участие в игре.
6. Воспитание ответственности, бережного отношения к природе, развитие экологического кругозора.
7. Развитие производительности психологического процесса, самообслуживания, творчества.
8. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
9. Формирование отношений сотрудничества и содружества в детском коллективе и во взаимодействиях с взрослыми.
Основные формы реализации программы
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей тяжелыми и (или) множественными нарушениями психического и (или) физического развития «Надежда» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка с особенностями психофизического развития, с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей психофизического развития.
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы.
Содержание и механизм реализация программы
Принципы коррекционно-оздоровительной работы:
- принцип педагогического оптимизма, основывающийся на современном гуманистическом мировоззрении, признающим право каждого человека, независимо от его познавательных возможностей и состояния здоровья, быть включенным в деятельность;
- принцип коррекционно-компенсирующей направленности, который предполагает опору на здоровые силы, использование сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии с возможностями ребенка;
- принцип социально-адаптирующей направленности, рассматривающий коррекцию и компенсацию недостатков развития как средство обеспечения ребенку с особенностями психофизического развития максимально возможной самостоятельности и независимости в социальной жизни;
- принцип дифференциального и индивидуального подхода, направленный на создание благоприятных условий, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, обусловленные отдельно выраженными недостатками развития.
Формы и методы коррекционно-оздоровительной работы:
Коррекционно-оздоровительная работа проводится путем применения традиционных и специфических приемов и средств: музыкальные средства (музыкотерапия, логоритмика, музыкальные театрализованные постановки), изобразительные средства (арттерапия, цветотерапия, пескотерапия), театрализованно-игровая деятельность (сказкотерапия, игротерапия, театрализованные игры), физическая реабилитация, ручной труд. Основные формы работы с детьми: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Организация коррекционно-оздоровительной работы:
Коррекционно-оздоровительная работа с обучающимися Шкловского ЦКРОиР в летний период направлена на исправление или ослабление физических и (или) психических нарушений, формирование функциональных навыков (способность к соблюдению личной гигиены, самообслуживанию и двигательная активность): коммуникативных навыков (потребность в общении, понимание слов, жестов, указаний, инструкций) и ситуативно-поведенческих навыков (включение в деятельность, контроль своего поведения), становление творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности, что в целом обеспечивает профилактику неблагоприятного ход развития личности ребенка.
Реализация данной работы включает в себя:
- спортивно-оздоровительную деятельность: физкультурно-спортивные мероприятия, праздники, развлечения, игры;
- художественно-эстетическую, игровую деятельность, конкурсы, концерты, мини-спектакли с элементами драматизации, музыкальные игры, театральные постановки, художественно-оформительская деятельность, выставки работ детского творчества;
- экскурсионно-краеведческую деятельность: экскурсии, прогулки, историко-краеведческая работа;
- социально-бытовую деятельность: включение в среду со здоровыми сверстниками, труд на участках, помещении;
-формирование представлений детей о Родине, как о месте, где человек родился;
-воспитание чувства привязанности к своему родному городу, уважение к людям, которые живут и трудятся в нем;
- расширение кругозора детей на основе музейного материала, доступного их пониманию;
- привитие интереса к культурному наследию, признакам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству,. музыкальному фольклору;
- развитие духовно-нравственных потребностей, эмоциональной и мотивационной сфер;
- формирование отношений, основанных на понимании, принятии и уважении существующих различий между людьми, признании равных прав. Работа в этом направлении включает в себя сотрудничество общества с детьми-инвалидами при целенаправленной поддержке педагогов: организация совместных праздников, конкурсных программ, дней творчества.
Основными условиями, обеспечивающими наиболее благоприятную адаптацию ребенка с особенностями психофизического развития в коллективе, является:
- установление эмоционально-тактильного контакта с ребенком;
- методичность, настойчивость, но не форсированность в работе с ребенком;
- положительное подкрепление любого успеха;
- дозированность нагрузки, предохраняющая ребенка от возникновения у него чрезмерного напряжения;
- сочетание опоры на интересы и запросы самого ребенка с объективным анализом проблемных областей;
- совместность усилий специалистов и семьи ребенка.
С целью расширения социальных контактов, вовлечения детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями в среду со здоровыми сверстниками, а также формирования толерантного отношения общественности к детям данной категории осуществляется взаимодействие с общественными и волонтерскими организациями.
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- ежедневный осмотр детей медицинским работником;
- утренняя гимнастика («Бодрячок»);
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
- Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну витамин», «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге». «Первая помощь при укусах насекомых».
- Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми».
Работа по развитию творческих способностей детей
- Оформление отрядных уголков.
- Конкурс рисунков на асфальте: «Волшебные мелки»; «Моя малая родина».
- Коллективно-творческие дела: «Веселыми тропинками лета «Здравствуй, лето!»;
- Работа кружков: «Веселые картинки»;
- Итоговая выставка поделок, рисунков.
Работа по патриотическому развитию детей
1.Посещение аллеи славы;
2.Просмотр видео «Мой город»;
3.Тематическая встреча «Год качества»;
4.Конкурс рисунков «Мой дом»;
5.Викторина «Познавашки».
Условия реализации программы
1. Материально-технические условия предусматривают:
а) финансирование за счёт средств республиканского бюджета;
б) набор настольных игр, спортивного инвентаря, спальные комнаты, столовая, помещение, приспособленное для актового зала, спортивного зала, игровая площадка.
2. Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- Директор лагеря – обеспечивает функционирование лагеря;
- Воспитатели – организовывают работу отряда;
- Помощники воспитателей;
- руководитель физического воспитания – организует спортивно-оздоровительную работу;
3. Педагогические условия:
- Соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка;
- Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных, психических и физических особенностей детей;
- Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
4. Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены.
Этапы программы лагерной смены
1. Подготовительный (май):
- Подбор кадров;
- Проведение семинара с работниками лагеря, инструктивных совещаний;
- Подготовка методических материалов;
- Подготовка материально-технической базы.
2. Организационный этап:
- Формирование отряда;
- Знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;
- Оформление уголка отряда.
3. Основной этап (15 дней смены):
Мероприятия по плану.
4. Заключительный этап (13-15 день):
- Закрытие смены;
- Обобщение итогов деятельности;
- Сбор отчетного материала.
Ожидаемые результаты
Для педагогов:
- повышение уровня педагогического мастерства;
- участие в создании инклюзивного пространства;
- отработка моделей взаимодействия педагогических работников с детьми с особенностями психофизического развития и их законными представителями.
Для детей:
- укрепление состояния здоровья, приобщение к культуре здорового образа жизни;
- формирование навыков общения и социального взаимодействия;
- развитие потребностно - мотивационной и эмоционально-волевой сфер;
- формирование навыков безопасной жизнедеятельности;
- развитие индивидуальных творческих способностей.
Для законных представителей:
- чувство уверенности в занятости ребенка;
- повышение компетентности законных представителей по вопросам организации отдыха и занятости ребенка в каникулярное время;
- повышение ответственности законных представителей по вопросам воспитания детей путем их активного вовлечения и партнерства.
Заключение
Организация работы с детьми с тяжелыми множественными физическими нарушениями в ЦКРОиР г. Шклова в летний период практикуется с июня 2003 года.
Приоритетным направлением программы является физкультурно-оздоровительная деятельность, способствующая реализации основной задачи летней оздоровительной компании, а также формирование толерантности в социуме и посредством этого упрочения социальных отношений, основанных на партнерстве, уважении, принятию различий.
раскрыть » / « свернуть